Знаменитый физик Ричард Фейнман однажды сказал, что, если бы катаклизм уничтожил все научные знания человечества, и можно было бы передать потомкам лишь одно предложение, этим предложением следовало сделать атомную гипотезу. Огромный объем информации умещается в паре строчек: «Все тела состоят из атомов маленьких частиц, находящихся в беспрерывном движении, притягивающихся на небольшом расстоянии, но отталкивающихся, если одну из них плотнее прижать к другому».
Возродить журналистику можно примерно следующей фразой: «Выносите главное наверх и не забывайте ответить на основные вопросы читателя». Здесь уместились перевернутая пирамида, формула «шести вопросов» и даже пара подсказок выпускающим редакторам.
Действительно, любой журналист старается ответить своим текстом на вопросы читателя: кто, что, где, когда, почему и как. Но часто ли он задает эти вопросы по отношению к своему тексту, а не к его содержанию? Часто ли он рассматривает читателя сквозь призму этих вопросов? Довольно редко. Обычный журналист стремится изложить содержание. Хороший вдобавок следит за структурой текста, делая его более понятным. В лучшем случае, они слышат вопрос «для кого мы пишем?» на летучке и дают на него стандартно-заученный ответ.
Между тем, реальная аудитория и ее привычки могут сильно отличаться от целевых, определенных редакционной политикой.
Всмотримся в читателя и зададим себе несколько вопросов. Что? Кто? Вопрос «что сегодня читает среднестатистический читатель?» далеко не риторический, он конфликтный. Если аудитория любит не ядерный продукт издания, оно работает неэффективно и притворяется
Третий вопрос «кого еще он читает?» выводит проблему качества на новый уровень. Не существует людей, которые читают исключительно одно издание. Бывают читатели, которые в 10 процентах случаев потребляют одно издание, а в 90 еще два-три. Стратегическая задача состоит в том, чтобы загнать этих двух-трех
Это возможно лишь когда мы знаем, чем конкуренты привлекают нашу аудиторию. Чаще всего об этом просто не думают.
Почему? «Почему он нас читает?» Удивительно, но мало кто рассматривает читателя в отрыве от безликого трафика. Средства массовой (!) информации забывают, что массы живые люди, которые принимают решения. Вполне может оказаться, что издание читают
Где? Когда? С развитием мобильных технологий и социальных сетей по явились важнейшие вопросы «где он нас читает?» и «когда он нас читает?». В транспорте? На работе? Щелкает по нашим ссылкам в Twitter и Facebook? Листает дома на планшете? Заглядывает утром перед работой? То, что понимают телевизионщики, когда ставят прогноз погоды на утро и вечер, до сих пор постигают интернет-ресурсы, у которых нет аналога передач, привязанных к нужным моментам времени. Как? Как он читает? Пришедший на сайт СМИ пользователь чаще всего ищет развлечений. Но в каком режиме он готов развлекаться? Хочет ли он взглянуть на видеоролики? Прочесть аналитическую статью? Пробежаться взглядом по заголовкам новостей? Поучаствовать в обсуждении материалов? Если мы сможем ответить на хотя бы пару этих вопросов, появляется следующий, более важный. Как посетитель будет читать данный материал? Понадобится ли ему дополнительная информация в новости? Нужно ли направить его на короткие сообщения из длинной статьи? Захочет ли он дочитать текст, если в середине вставить фотогалерею?
Журналист, у которого в распоряжении множество форматов и инструментов, должен ответить на эти вопросы самой структурой текста. Более того, ему следует осознать, что среднего читателя не бывает. Значит, один материал должен попасть в настроение сразу нескольким сегментам аудитории. Мультимедийность и гиперссылочность
Принцип перевернутой пирамиды. Пусть мы смогли (утопия!) удовлетворительно ответить на все эти вопросы. В той выжимке журналистского опыта, о которой речь шла в начале статьи, остается еще один, ключевой, который хорошо бы приложить не к тексту, а к отрасли: что именно в работе СМИ мы должны вынести наверх? Вот
Александр Амзин
Источник: Планета СМИ