За последние пару лет блоги превратились из маргинального феномена в значимое явление российского информационного пространства. Тенденцией года можно назвать усиление взаимовлияния традиционных СМИ и социальных медиа, при этом в 2010 году все чаще именно блогеры играли этих отношениях ведущую роль.
Читательские аудитории ведущих ресурсов в Сети и популярных блогеров уже давно сопоставимы с ежедневной аудиторией ведущих печатных СМИ. Все чаще блогосфера опережает не только прессу, но и новостные агентства по скорости отклика на события фото и видеосъемки очевидцев со всего мира мгновенно распространяются по Сети. Блогеры первыми обнародуют скандальную, скрываемую информацию и обращаются к самым острым темам без оглядки на авторитеты.
Интернет-библиотека СМИ Public.Ru измерила цитируемость материалов блогосферы в традиционных СМИ за последние пять лет. Количество обращений традиционных СМИ к материалам блогов постоянно растет и за период с 2005 по 2010 год увеличилось почти в 30 раз. В течение 2010 года печатные СМИ цитировали сообщения блогосферы более 6 000 раз. Замеры проводились по 1500 центральным и региональным печатным СМИ из фондов Public.Ru.
Прочитано в блогах
Еще одной тенденцией российского медиапространства в 2010 году стало самое активное участие сообщества независимых блогеров в формировании общественного мнения. Владельцы сетевых дневников не раз выступали в качестве рупора гражданской журналистики. К сообщениям на страницах Живого Журнала стали прислушиваться политики и чиновники, гражданское общество и традиционные СМИ. Возникла новая информационная вертикаль «общество-блогеры-СМИ-власть». Интернет-библиотека СМИ Public.Ru составила рейтинг самых ярких событий «вырвавшихся», по признанию самих СМИ, в 2010 году из «паутины» на страницы печатных газет и журналов и имевших самый громкий общественный резонанс. События ранжированы по степени интереса печатных СМИ, выраженного в количестве публикаций в течение года к теме поднятой блогерами.
Первые пять лидирующих позиций принадлежат темам защиты «Химкинского леса», скандального ДТП с участием вице-президента Лукойла А. Баркова на Ленинском проспекте, масштабной акции «Синих ведерок» против мигалок, делу о «жемчужном прапорщике» и «пожарной рынде».
* Подробный список с описанием самых громких событий блогосферы, нашедших отражение в печатных СМИ, представлен в конце обзора.
Блог для всех кому есть что сказать
По итогам 2010 года самыми активным спикером от блогосферы стал Алексей Навальный (Navalny). За год сообщения его блога были процитированы в печатных СМИ порядка 250 раз. Навальный широко известен своими антикоррупционным разоблачениями Транснефти и критикой работы
Вторую позицию в рейтинге цитируемости блогеров в СМИ от Public.Ru занимает Артемий Лебедев (Tema) частью имиджа которого стало использование ненормативной лексики в блоге и «потребительский террор». Одной из широко обсуждаемых в СМИ стала тема разработки под руководством Лебедева нового логотипа Перми (большая красная буква П), впервые продемонстрированного публике в его блоге. Его результат 129 цитат в СМИ в течение года.
На третьем месте путешественник и фотограф Рустем Адагамов (Drugoi), фоторепортажи которого украшают многие издания. СМИ упоминают Адагамова в числе блогеров, приглашенных на Саяно-Шушенскую ГЭС и как первого блогера, приглашенного пресс-службой президента России освещать протокольное мероприятие в Кремле встречу Дмитрия Медведева с президентом Индии. Адагамова печатные СМИ цитировали в течение года 95 раз.
На четвертом месте блогер Александр Почкин (top-lap), напомнивший молодежи и премьеру слово «рында» его печатные СМИ цитировали 68 раз в течение года. Образ «рынды» присутствовал в СМИ уже и без упоминания автора блога и стал в 2010 году символом беспомощности властей и распада элементарной инфраструктуры. Тема сигнальной рынды в числе лидеров рейтинга самых громких событий пятая позиция и 180 цитат в печатной прессе.
Пятую позицию занимает «Доктор Лиза» (doktor-Liza) и ее фонд «Справедливая помощь», помогающие тем, у кого не осталось надежды и от кого давно отказались родственники и врачи.
СМИ упоминают Елизавету Глинка, как создателя фонда «Справедливая помощь», занимающегося самым непопулярным видом благотворительности помощью отверженным.
Темами для печатных СМИ также стали акции фонда «Вокзал по средам» с передвижной кухней-госпиталем для бездомных и обездоленных и сбор теплых вещей для бездомных.
В
Многие журналисты, работающие в официальных СМИ, все чаще о наболевшем высказываются на страницах своих онлайн-дневников. Отдельной строкой стоит в рейтинге Public.Ru журналист и блогер Олег Кашин, физическая расправа над которым стала известна не только в России, но и за ее пределами. С января по октябрь 2010 количество обращений СМИ к его блогу было небольшим −14 цитат. После трагического происшествия популярность Кашина-блогера сильно выросла и только за два месяца ноябрь-декабрь в СМИ зафиксировано порядка 135 цитат из блога Олега Кашина.
Политики и чиновники онлайн
Не менее активно осваивали в 2010 году новые каналы коммуникаций российские политики и чиновники.
Еще в 2008 году начал вести свой блог на президентском сайте глава страны Дмитрий Медведев. В декабре 2009 он настоятельно рекомендовал российским чиновникам овладевать компьютерной грамотностью, начать активную блогерскую жизнь и содействовать развитию Интернет-СМИ в регионах. Президентский призыв не прошел бесследно количество блогов и микроблогов чиновников и региональных руководителей разного ранга в 2010 году также постоянно увеличивалось. Несмотря на справедливые упреки в официозе, строгом модерировании и нерегулярном посещении чиновниками своих онлайн приемных, без внимания журналистов и общественности блоги руководителей все же не остаются. Журналисты перевели свою работу в виртуальную плоскость и регулярно обогащают свои материалы выдержками из их сетевых дневников.
Интернет-библиотека СМИ Public.Ru составила
Интернет как новый канал коммуникации будет и дальше как идеологически, так и технологически, влиять на тради¬ционные СМИ. Многие из них уже завели собственные интернет-представительства, где размещают как печатную версию своих изданий, так и дополнительные материалы онлайн-редакций. Редакционная политика других, как например у проекта Besttoday.ru, построена исключительно на агрегации новостей блогосферы. Очевидно, что в современном медиапространстве существует больше ниш, чем могут занять традиционные СМИ, и объединение традиционной журналистики с блогами, микроблогами и онлайн-площадками для общественных дискуссий и выражения авторских позиции тенденция дальнейшего развития медиамира.
Источник: Школа эффективного текста