«МедиаПрофи» знакомит читателей с очередной частью мастер-класса Евгения Енина, который ведет программы «Стенд» и «Новости. Итоги недели» на «Четвертом канале» Екатеринбурга. Сегодня разговор пойдет о таком понятии, как формат разговорной программы.
ОТФОРМАТИРУЕМСЯ
Когда мы придумываем разговорную программу, первое, что мы должны сделать, это выбрать формат, в котором она будет выходить. Нельзя прийти на телеканал и просто сказать: «я хочу делать разговорную программу». Нужно сказать, какую именно разговорную программу вы хотите делать. Ответ на вопрос «какую?» и станет определением формата программы. Итак, какие же форматы разговорной программы на сегодняшний день существуют и используются?
Чистый интерес
Самый простой и очевидный формат разговорной программы.
Казалось бы, сделать программу по этому рецепту проще всего. Берется хороший ведущий, для которого выбираются темы, и приглашаются гости по принципу «это должно быть интересно». Однако, не все так просто.
Сложность создания такой программы заключается в первом пункте рецепта: «берется хороший ведущий». В предлагаемых условиях ему нужно быть универсалом, именно потому, что каждый выпуск программы придется делать по новым правилам «игры», а аудиторию будет привлекать не некая константа, а постоянное ожидание
Поэтому отказ от столь свободного форматирования является более простым и более технологичным приемом, позволяет создать некую постоянную схему, которую надо всего лишь заполнять содержанием.
Интересная тема
Наверное, это наиболее очевидный из относительно жестких способов форматирования, он близок к уже описанному «чистому интересу». Не важно, кто говорит и как строится разговор, главное интересная тема. Именно по такому принципу было сделано первое, еще «советское» ток-шоу Влада Листьева, которое так и называлось: «Тема».
Трудности, с которой столкнется продюсер, работающий в этом формате, очевидны.
Но кто мешает возвращаться к уже «проговоренным» темам? То же самое, только сбоку это тоже может быть интересно.
В чем отличие форматирования по «теме» от форматирования по «чистому интересу»?
Понятно, что разговора без темы, хоть какой-нибудь, не бывает. Но при форматировании по «теме» под темой понимается
Конкретная тема
Можно облегчить жизнь, не затрудняя себя поисками новой интересной темы для каждого выпуска, а выбрать одну-единственную, но постоянную. Секс, здоровье, автомобили список очень длинный. Остается только подбирать участников, но это уже проще, когда заранее ясно, о чем они будут говорить. Яркий ведущий не обязателен, зрителей «держит» в первую очередь интерес к выбранной теме.
«Звезда»
Этот способ форматирования можно назвать самым банальным. При отсутствии всего от сильного ведущего до режиссера, хоть иногда попадающего по кнопкам, можно не сомневаться в присутствии у зрителей интереса к известным людям. Смотреть будут именно на известного человека. А поскольку интерес к «звезде» держится, пока она «светит», ее можно приглашать снова и снова.
В принципе это паразитирование. Создатели такой программы на самом деле не создают ничего они эксплуатируют тот интерес, который вызывает к себе гость.
Трудности: попробуйте заманить в эфир «звезду».
Личность
С этим уже сложнее, это уже надо искать. Интересная личность, причем в отличие от «звезды», не раскрученная заранее, на дороге не валяется, и навскидку больше двух-трех знакомых никто не назовет. Можно, конечно, выбрать формат раскрытия «звезд» как личностей, но,
К трудностям поиска интересной личности добавляется трудность поиска такой интересной личности, которую вообще можно показывать по телевизору. Бесстрашного героя-разведчика может так напугать глазок телекамеры, что разговаривать он будет способен только после дозы пентатала натрия, а это большой дефицит.
Тип
Еще труднее, хотя теоретически и возможно, делать разговорную программу, выбрав в качестве формата типажи. Типичный значит средний, а середняки редко бывают действительно интересны. К тому же этот формат весьма близок к «теме». Разговаривая, очень легко сбиться на профессию типичных строителей, милиционеров, врачей.
Еще проблема набрать достаточное количество типажей.
Специалист
В этом формате приглашенный специалист рассказывает о том, как оформить завещание, починить машину, воспитать кошку... То есть дает полезные советы. Как мне кажется, очень перспективный, но мало используемый формат. Каждый раз могут приглашаться разные специалисты. Понятно, что если основное форматирование идет по «теме» и эта тема здоровье, то гостями будут специалисты-врачи.
Очевидец
Тут возможны два варианта.
Один из них не раз использовался на телевидении в студию приходят свидетели
Второй вариант в эфир приходят очевидцы событий, случившихся на этой неделе. На региональных каналах такой формат вряд ли жизнеспособен (событий может не хватить) а на федеральных вполне.
Идея
Хорошее, но неиспользуемое форматирование. Явный плюс гарантированное вовлечение аудитории в обсуждение предложенной идеи. А сами интересные идеи в нашей стране никогда не переведутся. Продюсеру надо только «раскрутить» программу именно под этой шапкой и с идеями проблем не будет. Например, проект
Допрос
Ведущий играет роль следователя, могут быть двое ведущих добрый и злой. Гости люди более или менее известные. Если артист, то можно допрашивать
Допрашивать так, как иногда допрашивают в милиции, конечно, вряд ли получится, а вот использовать детектор лжи можно вполне. Так на телевидении уже делали. В этом случае можно обойтись без ведущего на экране пишутся вопросы и демонстрируются показания полиграфа, который определит: правду сказал человек или солгал.
Остается только уговорить известных людей подвергнуться допросу, но это не так сложно, как кажется. К тому же излюбленный предмет разговора для любого человека это он сам, замечательный и неповторимый.
Дуэль
Можно сделать дуэлянтами гостей программы, а можно сделать одним из дуэлянтов ведущего. Во втором случае формат идеально подходит для ведущего, стремящегося утвердиться за счет победы над гостем программы.
Нужно подумать:
1. Над наличием секундантов и их ролью.
2. Над способом фиксации победы.
Болтовня
Форматирование, которое использовалось не раз, но названия большинства программ, построенных по этому принципу, сейчас уже и не вспомнить, кроме разве что «Русских гвоздей» с Николаем Фоменко. Но, видимо, будут появляться все новые. Очень уж в этом случае все просто стоит только найти ведущего, способного привлечь достаточное количество зрителей или слушателей своей болтовней, и оформить ему студию. Недолговечность подобных программ можно объяснить тем, что любой болтун, даже самый талантливый, рано или поздно иссякает или надоедает.
Рассказ
И последнее, наверное, самое простое с технологической точки зрения форматирование. Все, что нужно, это человек, способный
ОРГАНИЗУЕМСЯ
После того, как мы определились с форматом, надо решить какой тип организации разговора будет использован в программе. Будут ли в каждом выпуске программы применяться разные типы внутренней организации или постоянно один и тот же. Кроме того, в одном выпуске программы собеседники могут переходить от одного типа организации разговора к другому. И, наконец, сам формат может предопределить тип организации разговора, например, дуэль, допрос, рассказ. Оставшихся вариантов не так уж и много.
Расспрос
Ведущий с помощью своих вопросов старается наиболее полно раскрыть личность собеседника или его позицию
Беседа
Участники программы обмениваются мнениями. У беседы может не быть
Беседа устраивается не только между ведущим и приглашенными, но и исключительно между приглашенными, а роль ведущего может быть минимальна. Особенно если учесть, что беседа предполагает приблизительно равный уровень информированности участников беседы о теме разговора.
Главное в беседе это процесс обмена информацией и мнениями между участниками, перед ними не ставится обязательная задача прийти к общему мнению или найти решение обсуждаемой проблемы.
Обсуждение
Участники программы обсуждают какую-либо проблему, пытаясь найти способы ее решения.
Если беседа предполагает приблизительное равенство участников их социальных ролей, глубину знания темы, то при обсуждении у участников могут быть совершенно разные и даже жестко закрепленные роли, например: источник информации (справочное бюро), аналитик, свидетель и так далее.
Ведущий может участвовать в обсуждении на равных, а может взять на себя только роль дирижера, направляя ход обсуждения.
Общение со зрителями
Зрители звонят, ведущий с ними говорит. Тема для звонков может быть задана общая, или тему каждого разговора задает позвонивший. В каждом отдельном разговоре с каждым зрителем реализуется один из типов внутренней организации разговора, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
ПРИВЛЕЧЕМ ВНИМАНИЕ
Что заставляет людей включать телевизор в определенное время, чтобы не пропустить любимую программу, или хотя бы, случайно включив «ящик», досматривать разговор до конца? Несколько факторов.
Каждый «привлекающий» фактор может присутствовать в программе в единственном числе, но чаще в программе сочетаются несколько факторов, привлекающих внимание аудитории.
Ведущий
Это сам по себе фактор, привлекающий внимание. Как бы ни была интересна, например, тема разговора, если ведущий вызывает антипатию, программа провалится.
Именно поэтому на роль ведущих так часто зовут уже раскрученных «звезд». Представьте, Алла Пугачева ведет разговорную программу про шоу-бизнес. Кто будет гостем, уже не важно.
Тема разговора
Если тема очень интересна, личность участников, качество выдаваемой информации как и общее качество программы могут не иметь большого значения.
Например, если бы в 1939 году состоялось ток-шоу на тему «Разоблачение культа личности Сталина И. В.», то, что бы и как бы ни говорилось, эта программа вызвала бы огромный интерес.
Гости программы
Если участник программы себе достаточно интересен, то, что и как он говорит, какие вопросы задает ему ведущий, уже не суть важно. Если удастся заполучить в студию дьявола, то достаточно будет одного вопроса: «Ну как там?» и все прилипнут к телевизорам, даже если дьявол будет бубнить, шепелявить и нести полную чушь. Проблема заключается только в том, как убедить аудиторию, что перед ней действительно нечистый.
Сообщаемая информация
Она не обязательно должна быть свежей и актуальной. Рассказ о нравах Римской империи времен упадка определенная часть аудитории будет слушать с большим интересом. Также может быть не важна личность рассказчика и качество его рассказа. Если он, например, начнет убедительно рассказывать о том, что конец света будет послезавтра. Ключевое слово «убедительно».
Эмоции
Эмоциональную реакцию может вызвать любой раздражитель. Любое слово, любая личность и любая программа. Но есть тип программ, которые смотрят для того, чтобы получить эмоциональный допинг, и это является главным мотивом для того, чтобы включить телевизор и досмотреть программу до конца. Например, это программы, построенные по типу дуэли, два спорщика кто кого победит. Происходит заражение эмоциями и генерирование эмоций у аудитории. Это конечно всегда происходит, но в данном случае вызвать эмоции главная задача, стоящая перед создателями программы. Ее смотрят именно для того, чтобы «переживать». Пример многочисленные подделки ток-шоу, когда актеры играют «настоящих» людей и устраивают перед камерами семейные скандалы. «Окна» с Дмитрием Нагиевым, «Шоу Джерри Спрингфилда».
Идеи
Зрителей может привлекать не только желание послушать голос любимого актера, но понаблюдать за ходом мысли, насладиться неожиданным поворотом темы, парадоксальным суждением. Это можно назвать «шоу идей». Пример программы Александра Гордона: сидят ученые и говорят о нейтрино.
Красноречие
Последнее в списке, но не последнее по значимости качество. Понятно, что слушать того, кто хорошо, ярко, красиво говорит, интереснее, чем того, кто бубнит
Итак, мы перечислили основные ингредиенты телевизионного блюда под названием «разговорная программа». Взяв их в необходимых пропорциях и правильно перемешав, мы получим программу, которая будет пользоваться неизменным зрительским вниманием и обеспечит каналу высокие рейтинги.
Автор: ЕВГЕНИЙ ЕНИН
Рубрика: Телевидение
Источник: МедиаПрофи