Internews Kazakhstan

Капать на мозги — наша профессия.... Или о том, как мы хотим изменить мир

Cоздан:   чт, 24/05/2012 - 14:08
Категория:
Тэги:

Современное и эфирное, да и неэфирное телевидение почти полностью состоит из развлечений. Поэтому любые проекты, не укладывающиеся в развлекательную нишу, сразу обращают на себя внимание. А телеканал «Успех» отличается от пестрого ТВ еще и визуально. Менеджеры, маркетологи, психологи и бизнес-консультанты проводят тренинги по публичным выступлениям, управлению, продвижению... Яркая картинка тут — не главное. «МП» решил понять, почему создатели канала решили плыть против течения.

Спрос без предложения

Было дело! Лет двадцать назад, когда верхи не могли, а низы не хотели жить по-старому, все начали заниматься бизнесом. Это было модно, это было круто! Выводили из тени кооперативы, открывали комиссионки, гоняли иномарки из заграницы. Я продавала лес, вместе с вагонами в виде железнодорожных платформ, из Коми АССР. Этот лес меняла на электрические лампочки в Москве, а лампочки — на мебель в Грузии. Такая страница была в биографии, наверное, у многих. Так появлялись первые предприниматели. Они хотели сами управлять своей жизнью и сами зарабатывать себе на красивую старость.

На этой волне созданная первая в СССР деловая газета «Коммерсантъ» была нарасхват. Все было ново, необычно и опасно: челноки, приватизация, «недоналоги», таможня, коносаменты, криминал и прочая атрибутика предпринимательского класса времен становления.

Тогда мы хотели просто красиво жить, а учиться, как жить красиво, не было времени.

В начале 2000-х стали открываться бизнес-школы, там, наконец, начали учить управлять бизнесом. Я на тот момент уже получила огромный опыт работы на телевидении и даже запускала телеканалы, но понимала, что управленческий опыт мне нужен, поэтому также пошла учиться в МВА. На моем потоке начинающих предпринимателей из разных уголков России было много. И каждые выходные они разъезжались по своим городам — следить, чтобы бизнес в их отсутствие не схлопнулся. Однажды на вечеринке кто-то спросил меня как представителя телевидения: «Почему наше ТВ ничего не показывает для таких, как мы — малых предпринимателей? У нас что, проблем нет, или те, кто не может найти денег на столичное образование, не делают бизнес в регионах? Почему все говорят про малый бизнес, но никто на деле ничем не помогает?!»

Мы долго тогда спорили, кто должен помогать малому бизнесу, но я вынесла из этого спора для себя главную мысль: телеканала для малого бизнеса нет, а спрос и аудитория — есть!

Быть или не быть?

От идеи до реализации прошло несколько лет. Сомневались, искали информацию, разговаривали с людьми, собирали статистику. Пока мы думали, запустился первый деловой канал «РБК-ТВ» — российский вариант английского «Блумберга». Он был первый, кто смог удовлетворить информационный голод бизнес-среды. Но позже стало понятно, что индексы Доу-Джонса и биржевые котировки —  это, безусловно, полезная информация, так как макроэкономика влияет на микро-бизнес самым непосредственным образом, но разве нам не нужны частные булочные, парикмахерские, кафе, прачечные, детские сады, фитнес клубы, небольшие типографии, фермерские хозяйства, свечные заводики?! В развитых европейских странах только 18% ВВП принадлежит государственному сектору, все остальные — малому и среднему бизнесу. Немного позже появившийся телеканал «Эксперт ТВ» был вторым шагом в освоении бизнес-тематики. На мой взгляд, этим двум игрокам на рынке не было тесно, как не было тесно и их печатным изданиям, расположившимся на одной тематической поляне бизнес-аналитики. Но и этот качественный информационный телеканал тоже не решил проблем начинающих предпринимателей: ответа на вопрос «как» они так и не услышали.

Когда же мы узнали, что из 100 родившихся малых компаний в первый год жизни выживают только 10, то больше не раздумывали: взяли кредит и начали делать канал. Долго думали, как его назвать: менеджер, начальник, мое дело, малый бизнес? Остановились на простом и емком слове «успех»! Успех — это как лозунг для жизни. Даже те, кто в кризис остался без работы, тоже могут быть успешными —  им нужен только «пинок под зад», чтобы мозги начали работать.

Спасательный круг, как УТП

Вообще, создавать в кризис на заемные деньги новый продукт — весьма рискованное дело. Но, если вы не рискуете, то какой же вы предприниматель? Наша компания «Нью Медиа» — это тоже малый бизнес. Как предприниматели мы, создавая свой продукт, в первую очередь должны были отстроиться от конкурентов. Наше УТП — это инструменты, которыми могут пользоваться предприниматели каждый день в своей работе. А инструменты — это знания. Именно отсутствие знаний у руководителей и владельцев бизнеса повлекли за собой закрытие 90 новых предприятий из 100. Заметьте, мы не рассказываем в эфире про макроэкономику, мы не рассказываем про деньги. Мы каждый день кидаем малому бизнесу спасательный круг, чтобы он не утонул в операционной работе и делал то, ради чего создавался: товар-деньги-товар.

Основные причины, которые называют люди, потерпевшие неудачи в своем бизнесе, — это неправильно выбранная ниша, конкурентная среда, в которой они не сумели себя спозоционировать. Они экономили деньги на персонале и делали все сами — в результате отсутствовало управление компанией. Они экономили бюджет для продвижения товара, как результат — полностью отсутствовала работа с клиентом. На моем диктофоне таких историй осталось много. Но нет лучшего способа поумнеть, чем получить по лбу! Они получили. И... решили все начать снова.

Спасение утопающих — дело их головы

Истории предпринимателей и их потребности — компас в нашей работе. На одном из семинаров, куда собрались реальные владельцы из салонов красоты, бюро переводов, магазинов, агентств по подбору персонала, производственных компаний консультант спросил их: «А кто Вы в своем бизнесе — собственник или генеральный директор?» Аудитория замолчала, не зная, что ответить. А ведь у владельца компании и у ее гендиректора совсем разные цели в бизнесе. Владелец инвестирует и ставит задачи, а генеральный директор задачи выполняет и тратит деньги. Один человек не может реализовать две противоположные задачи — это шизофрения. А в малом бизнесе, как правило гендиректор и владелец — это одно лицо. Как быть? Участники получили конкретные ответы.

В другой программе для многих участников семинара стало открытием, что в бизнесе главное не прибыль, а постоянные денежные потоки. В третьей я узнала про «ловушку сытости» и поняла, что переплачиваю своему персоналу. Знай я эту формулу раньше, сэкономила бы деньги для премий, было бы эффективнее.

Умеете ли вы читать резюме между строк, чтобы безошибочно определить, где в нем ложь, где правда? А когда вы выступаете перед большой аудиторией, как вы думаете, аудитория вас слушает? А вам самим не скучно слушать тех, кто выступает перед вами на презентациях и конференциях? Думаю, что чаще всего на подобных мероприятиях вы боретесь со сном. А почему? Вся причина в незнании всего лишь семи правил публичных выступлений, о которых мы тоже говорим в наших программах.

Ради интереса, засеките, сколько вы потратите времени, чтобы написать деловое письмо с извинениями за допущенную ошибку вашего сотрудника, или письмо в банк с просьбой дать вам денег на развитие. Муки творчества вас измотают. Для успешного выполнения этой работы на канале «Успех» тоже есть соответствующие форматы.

Недавно состоялось большое мероприятие — в эфир «Успеха» вышло реалити-шоу «Премьера», где семь молодых владельцев бизнес-идей презентовали их строгому жюри инвесторов, чтобы найти деньги на реализацию своей задумки. Вот где создатели канала поняли, что не зря трудились. Все те ошибки, о которых говорится в программах телеканала, были допущены молодыми предпринимателями в своих презентациях. Денег на реализацию своих идей они просили, извините, по миллиону долларов! А на что потратить их хотят, внятно рассказать не смогли. Зато какие были метаморфозы, когда с ними поработали эксперты и менторы от канала! Трое из семи получили инвестиции, а те зрители, которые вполне могли бы оказаться на их месте, получили в программе готовые инструкции для реализации своих идей.

Плод трудов

У компании «Нью Медиа» в целом, как и у каждого ее проекта в частности, есть своя стратегия развития. Она есть как в плане создания контента, так и в плане его монетизации. Когда в 2010 году акционерами была поставлена задача создать три канала («Загородная жизнь», «Мужской» и «Успех») за два с половиной месяца и выйти с ними в эфир — мы это сделали. Но каждый телевизионщик понимает, что за такое короткое время полноценный продукт создать нельзя, можно только, как мы говорим, «нарубить силоса» и дальше его апгрейдить. И, если учесть, что в первые полгода абонентская база начинает только набираться, а каналы встают в тест, то у команды производителя есть люфт для развития.

Контентное развитие заключается в том, чтобы усовершенствовать пилотные форматы и расцветить эфир более сложными проектами. В этой связи канал «Успех» довольно сложный в исполнении: нужно придумать массу нестандартных ходов и решений, чтобы простой семинар или собеседование превратить в детектив. Логотип канала — это апельсин, то есть, солнечный сочный плод. Именно плод трудов есть успех. Поэтому важно показывать зрителю не только семинары и лекции, которые дают инструменты для работы, но и плоды, которые пожинают предприниматели в результате своего труда. Отсюда возникли такие программы как «Мое дело», «Как открыть свой бизнес?», «Арсенал руководителя», «Ферма», стартап-шоу «Премьера» и другие. Все это — демонстрация труда людей, работающих в собственном бизнесе. Чтобы открыть свой бизнес, предпринимателю требуется от 4-х месяцев до года. Все это время мы ходим за героями программы с камерой и фиксируем каждый его шаг. На создание таких экшн-форматов нужно время, и наши зрители это понимают, за что мы им благодарны. Потому что для них это не только ценнейший видеоматериал, но в первую очередь пошаговая инструкция и опыт других людей, получить который иначе можно только, наломав дров в собственном бизнесе. Одним словом, концептуально «Успех» — это теория и практика создания, ведения и развития собственного бизнеса.

Но учить других, как зарабатывать деньги, легко, попробуй их заработать сам. Первоначально планировалось, что канал будет монетизироваться по классической схеме, то есть за счет абонентской платы и рекламы. Однако очень быстро мы увидели, что к каналу со всех сторон стали проявлять интерес не только предприниматели, но общественные и государственные структуры, которые отвечают за поддержку малого и среднего бизнеса в России, банки, фонды, зарубежные финансовые и медийные холдинги. После многих встреч с ними мы поняли, что создали продукт, в котором нуждается большое количество людей. На наших глазах «Успех» стал социально значимым проектом, он попал в тренд и уже существует не сам по себе, а внутри процесса и четко очерченной аудитории предпринимателей, которых сегодня в стране — 12 миллионов. А это уже сильно отличается от классического тематического нишевого телевидения. Этим и объясняется наше решение сделать канал доступным для максимально широкой аудитории и как результат — сегодня «Успех» уже присутствует в бесплатном режиме в крупнейших сетях страны и с каждым днем расширяет зону охвата. Мы также усиливаем свое присутствие в интернете, разрабатываем аппликации для всех возможных гаджетов и устройств.

Аудитория с шилом

Сегодня каждый пятый мечтает о своем деле, но каждый второй боится сделать первый шаг. Страх — это основная причина, по которой человек не может жить так, как хочет. А хочет он всегда быть успешным, и бизнес телеканал «Успех» каждый день говорит о том, что спасение утопающих — это дело их рук и головы. Мы каждый день поднимаем людей с печки, заставляем их что-то делать, показываем, как другие становятся успешными и убеждаем, что они, наши зрители, тоже могут быть такими. Мы им круглые сутки «капаем на мозги», потому что понимаем, что тысячная капля может пробить брешь в сознании, и человек может сделать себя сам, не дожидаясь милости сверху. Еще вчера на нас смотрели с недоумением, крутя у виска пальцем: «Зачем вам это, кому это нужно?!»
Когда создаются новые тематические проекты, то рынок почему-то ждет развлечения, хотя в нишевом телевидении развлечения более чем достаточно. До сих пор бизнес-телеканалы, участвуя в национальных премиях, могли претендовать исключительно на номинацию «информация», хотя для меня как журналиста слово информация имеет совершенно другой смысл. Однако мне кажется, что очень скоро в номинации «лайф стайл» кроме кухни, огорода и рыбалки появятся и другие темы, потому что предпринимательство становится образом мыслей, образом действия, образом жизни. Весь мир — это огромный рынок, все что-то производят, продают и покупают, а мы все становимся экспертами этого рынка, и должны быть осведомлены на все сто.
«РБК ТВ», «Эксперт ТВ», «Успех», «Коммерсант ТВ», радиостанции «Бизнес FM», «Финам FM» — если все эти звезды зажглись, значит это кому — то нужно. Каждый из этих каналов и радиостанций работает на свою аудиторию. И эта аудитория не та, что лежит на диване, бездумно уставившись в потолок. Это аудитория, которая думает и действует, та, у которой «шило в одном месте», потому что они не могут иначе.
Двадцать лет назад мы просто хотели красиво жить, но учиться, как жить красиво, не было времени. Теперь время пришло, не правда ли?

Источник: МедиаПрофи