В рамках спецпроекта радиостанции «Голос России» интервью с главными редакторами ведущих российских печатных СМИ главный редактор газеты «КоммерсантЪ» Михаил Михайлин рассказал о том, сколько стоит эксклюзив и раскрыл рецепт выживания традиционных СМИ в эпоху высоких технологий
Петр Журавлев («Голос России»): Михаил, что вы думаете о месте журналистского расследования как такового в профессии и, в том числе, что касается газеты «Коммерсант». Многие люди, далекие от нашей профессии, представляют себе, что мы вообще все заняты неким раскапыванием сенсаций.
Михайлин: Да, нет. Ну, что такое раскапыванием сенсаций. Сенсация сенсации рознь. Например, «Коммерсант» не далее как полторы недели назад опубликовал довольно большое расследование, он довольно долго велось. Мы нашли человека, который организовал утечку информации и сбежал в США, вы знаете эту историю с шпионами, все остальное. Мы нашли фамилию этого человека, эта фамилию человека моментально подтвердили все средства массовой информации, моментально подтвердило ЦРУ и ФБР. Сказали, что, действительно, такой человек есть, действительно, все это сделал он, по фамилии Чурбаков. Они еще назвали его имя и отчество. Вот это, я считаю, было грамотное, прекрасное, красивое расследование. Журналистское расследование имеет цель не раскапывать сенсации. А журналистское расследование проводится для того, чтобы рассказать обществу о некоторых скрытых явлениях от самого этого общества. То, чего общество не знает. То есть,
Журавлев: Михаил, а вы ориентируете своих людей, своих сотрудников на расследования как таковые по неким горячим темам?
Михайлин: Конечно. У нас есть такая рубрика, которая называется «Тенденция». по сути дела, «Тенденция» это есть такие небольшие расследования
Журавлев: Хорошо, я поставлю вопрос немножко
Михайлин: Любой материал, который пишется в «Коммерсанте» это небольшое расследование. Потому что корреспондент, который пишет по любой новости материал, пытается докопаться до сути новости, либо найти новость эксклюзивную. С одной стороны, мы стараемся найти сенсацию в каждой заметке. С другой стороны, мы пытаемся объяснить, почему процесс происходит именно так, а не иначе. Какие причины были появления этого процесса, какие могут быть у него последствия. Так строится, в принципе, любой материал газеты «Коммерсант».
Журавлев: Михаил, вы сказали слово «эксклюзив». Уже довольно давно и в нашем профессиональном цеху, и вне его, даже на политическом уровне идет разговор о том, что в современном мире, при современном развитии средств массовой информации, Интернета и так далее, само понятие эксклюзива потеряло ценность как такового.
Михайлин: Это правильно. Потому что, с одной стороны, любой поворот новости, конечно, интересен. И журналист о ней пишет, как он ее показывает, как он ее снимает и так далее, конечно, привлекает внимание читателя, зрителя, слушателя, пользователя и так далее. Но, с другой стороны, если журналист находит новость, которую не знает никто и приходит с этой новостью, и она потом уже тиражируется. Все равно все знают, что первоисточником данного конкретного материала является одна конкретная газета, одна конкретная радиостанция, один конкретный телеканал, и за этой новостью стоит один конкретный журналист. Это показывает уровень его профессионализма.
Растиражирование новости все равно происходит уже потом, после того, как она появляется. Невозможно делать газету, делать информационные программы на радио и на телевидении и даже невозможно делать информационный интернет-сайт (Я все-таки был четыре года главным редактором Gazeta.ru и прекрасно это понимаю) имея в основании, только ленты новостей Интерфакса или Яндекс-ньюс. Это просто никто не будет читать, на это никто не будет ссылаться, и эти новости будут вторичны, а не первичны по отношению к информационной ситуации.
И у «Коммерсанта», и у Gazeta.ru ситуация была и есть совершенно обратная. Есть попытка не только показывать эксклюзивные интересные обороты новости, но и добывать ту информацию, которой больше нет ни у кого и правильно и грамотно ее оценивать. Кстати говоря, это тоже немаловажно. Нужно понимать, для какой аудитории ты работаешь, и какую новость ты предлагаешь. И почему эта новость,
Журавлев: Михаил, зацеплюсь за ваши слова. А вы премируете человека, который приносит этот эксклюзив?
Михайлин: 1402 рубля минус налоги получает человек, принесший эксклюзив. Таких заметок у нас в день бывает две, две премии выписываем. Одна обязательно выписывается премия за центральный материал, само собой. Потому что вышел материал довольно интересный у нас на первой полосе об изменении структуры экспорта российских вооружений. Действительно, интересно. И второй материал на выбор, редактор тоже премируется. Два материала в день. Единственно не выписывал премии в течении недели, пока была тяжелая ситуация с Олегом. Ну, там было довольно
Журавлев: Скажите, как выглядит читатель «Коммерсанта»?
Михайлин: Этот вопрос большей частью не ко мне, а к нашей службе маркетинга. Но я только вчера смотрел на аудиторию «Коммерсанта», и газеты, и сайта. Большая часть это мужчины, это мужчины старше 30 лет. Это мужчины с хорошим образованием, с высоким доходом. Это специалисты, либо руководители. То есть, это люди, либо готовящие принятие решений, либо решения принимающие. Целевая аудитория «Коммерсанта», как я только что обрисовал. «Коммерсант», слава Богу, успешно ее снабжает нужной информацией. Но сейчас мы работаем над тем, чтобы аудитория эта немного расширилась. В первую очередь за счет продвижения «Коммерсанта» в Интернете.
Журавлев: К Интернету мы еще вернемся. Я хотел спросить относительно соотношения, условно скажем, экономических тем, политических и иных тем. На протяжении всей истории существования газеты «Коммерсант», это соотношение было почти неизменным. Вы не собираетесь
Михайлин: Нужно четко понимать одну вещь у нас в стране, практически, не осталось общественно-политических газет. «Коммерсант», как ни говори, конечно, очень сильный деловой блок. Я считаю, сильнейший в этой стране. Но, так или иначе, «Коммерсант» рассчитан на делового человека. А деловой человек должен получать весь спектр интересующей его информации. Это не обязательно новости о рынках, компаниях, падении акций, о росте курса доллара или о чем-то еще. Это все он может узнать и сам. То, что касается его компании, я уверен, он знает лучше, чем все журналисты. Ему интересно, что происходит в других компаниях, ему интересно, что происходит в жизни политической. Он должен правильно выстраивать курс своей деятельности. Не просто работы, а жизнедеятельности. И вот для этого «Коммерсант» должен снабжать его всей необходимой информацией.
Что касается баланса между новостями экономическими, деловыми и политическими, как такового баланса не существует. Потому что в данном случае мы исходим из возможного интереса читателя к каждой конкретной новости. И в любую секунду можем переформатировать структуру газеты. Вы помните, когда была отставка Лужкова, у нас фактически получился номер, посвященный отставке Лужкова. Было очевидно, что других новостей, по сравнению с этой глобальной новостью, в стране больше нет. Ну, нет. О чем еще писать, о «Трансстрое», что ли? И мы практически, кроме спорта и культуры, да и то на культуре было тоже посвящение Юрию Михайловичу, весь номер отдали под отставку Лужкова, под то, как он работал, фоторепортаж был прекрасный. Фактически вышел спецномер. Моментально переформатировали газету для того, чтобы наш читатель открыл «Коммерсант», весь его прочитал от корки до корки и больше не обратился ни к одному информационному источнику.
Журавлев: Называется, написал о любви и закрыл тему. Газета «Коммерсант» от скромности не помрет.
Михайлин: Газета «Коммерсант» вообще ни от чего не помрет.
Журавлев: Иными словами, вы мобильны, и у вас нет никаких внутренних административных, я не знаю, заранее принятых рамок?
Михайлин: Нет, абсолютно. Каждый конкретный номер обсуждается редколлегией, и принимаются решения в соответствии с текущей картиной дня.
Журавлев: Михаил, а вы знаете, что вашу газету и заодно, когда говорят о газете, подразумевают авторов и руководство, очень часто известные достаточно люди склонны обвинять
Михайлин: Зачем нас обвинять в снобизме, если в Москве есть целый журнал «Сноб», который распространяется еще в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, где-то еще. У «Коммерсанта» нет никакого снобизма. У «Коммерсанта» есть четкое понимание цели и пути их достижения. Есть четкое понимание того, какая аудитория у «Коммерсанта» и как с ней работать. Снобизма никакого нет. Мы зависим от текущей картины дня, от тех новостей которые приносятся наши корреспонденты. И от того, как аудитория наша коммерсантская понимает, насколько мы ей нужны. Пока что, слава Богу, понимает, пока что нужны. Снобизма нет.
Журавлев: Скажите, очень многие обращают внимание, и понятно почему, на ваши заголовки. Совершенно, на мой взгляд, изумительные. Правда, что этим занимается
Михайлин: Неправда. Заголовки придумывают и авторы, и редакторы отделов, и выпускающие редактор, и я придумываю заголовки, мой заместитель Саша Стукалин придумывает заголовки, и Андрей Конякин, еще один мой заместитель, придумывает заголовки. Такой творческий процесс. Вчера тоже на центр придумали заголовков, ну, двадцать. Потом придумали хороший, смешной.
Журавлев: Но тем не менее, это отдельное занятие?
Михайлин: Придумать заголовок, да, это отдельное занятие. Меня в свое время в «Коммерсанте» учили придумывать заголовки так: я брал листочек бумаги, написал заметку хорошую, сдав ее, брал листочек бумаги и писал на ней
Журавлев: Последняя тема, которую я хотел бы обсудить, она уже затрагивалась, это Интернет. Только ленивый в последнее время не сказал, что век газет заканчивается, бумажных.
Михайлин: Тут такая ситуация, недавно совсем был конгресс издателей в Гамбурге. Я два года на нем не присутствовал по разным причинам, и два-три года назад как раз были разговоры о том, что бумажные газеты вымирают, что настала смерть, и что делать не понятно, все хватались за голову. Ситуация резко изменилась. Никто уже не говорит уже о смерти бумажных газет, потому что бумажные газеты живут, посткризисные тиражи начали расти. Кстати, у «Коммерсанта» растет тираж. Реклама начала расти. Доходы увеличиваются. И происходит это, в первую очередь, в бумажной прессе.
Сейчас речь идет о том, как одна редакция представляет и формирует информационную картину дня, пользуясь разными способами доставки информации до читателя. Радио, телевидение, Интернет, газета, журнал это способы доставки информации до читателя. И сейчас в рамках одной ежедневной редакции нужно четко понимать, какие новости в течение дня должны уходить в Интернет, чтобы поддерживалась картина текущего дня и чтобы читатель «Коммерсанта» нынешний имел интерес еще и к сайту, с одной стороны.
С другой стороны, нужно понимать, какие новости текущего дня будут переработаны так, чтобы завтра тот же самый читатель открыл газету, и ему интересно было прочитать. Либо увидел сайт с утра в обновленном виде. Это, конечно, такая большая серьезная творческая задача. Потому что решается фактически одной редакцией, одними и теми же людьми. И затевается довольно интересная, красивая информационная игра. Мы еще используем поддержку радио «Коммерсант ФМ», у которой есть своя редакция. Мы находимся постоянно в связи с ней. Как бы мы обмениваемся информацией, и одну новость можем разыграть в трех разных источниках так, чтобы это было интересно. И один человек может спокойно послушать радио, почитать новость в Интернете, с утра открыть газету, ему все время будет интересно. Это такая серьезная творческая задача. Мы отстаем здесь в плане западноевропейских издательств просто потому, что мы позже начали. У нас рынок вообще от этого отстает, как известно. Но, съездив в Гамбург, не осталось сомнений в том, что делать это не просто необходимо, делать это надо очень быстро. Сейчас как раз мы эту концепцию разрабатываем, внедряем с тем, чтобы с февраля она заработала уже на полную катушку.
Журавлев: Мне остается пожелать вам успехов и на этом пути тоже. «Коммерсант» газета знаковая для современной России. Удачи вам.
Источник: Голос России