Internews Kazakhstan

Телевизионный сезон открыт. КоммерсантЪ определил телелидера недели с 12 по 18 сентября

Cоздан:   пт, 23/09/2011 - 15:07
Категория:
Тэги:

Телевизионный сезон вступил в свои права в полную силу. Зрители вернулись к телеэкрану. Хотя по большому счету они от него и не уходили. И большая часть даже и не стремится покинуть ряды тех, кого принято именовать «телевизионной аудиторией». Ситуация сейчас примерно такая. Три главных канала в стране — «Первый», «Россия 1» и НТВ — смотрит сегодня от 15% до 17% общероссийской аудитории. И все фильмы, передачи и сериалы, выходящие на этих телеканалах и собирающие долю выше этих показателей, уже можно считать более чем успешными. Граница сверхуспеха для нынешнего телевидения — доля зрителей, превышающая 25—30% (когда у телеэкрана каждый третий или четвертый телезритель). Такое все-таки случается нередко. А ведь в абсолютных числах это гигантское количество людей. Так что говорить о том, что телевизор никто не смотрит или что его стали смотреть меньше, сильное преувеличение. И не стоит удивляться, почему Кремль так крепко держит в руках управление телевидением и большой тройкой каналов в частности.

СТС, ТНТ и РЕН ТВ тоже радикально не потеряли своих позиций. Во всяком случае ТНТ со своим разухабистым, порой на грани фола телепродуктом держит у экрана до 17% аудитории страны среди тех, кому от 18 до 30 лет. Более широкая публика, от 6 до 54 лет, смотрит ТНТ и более отлакированный СТС почти на равных: по 10—11% зрителей. И около 5% аудитории у РЕН ТВ, где пока еще кое-где можно то, что уже нельзя нигде на эфирных телеканалах.

Телевидение — одна из самых обсуждаемых тем и в интернете. Самые популярные дискуссии на Facebook о телевидении. Вот яркий пример из событий прошедшей недели. Кто только ни размещал в сети ролик о том, как предприниматель Александр Лебедев, что называется, набил морду другому предпринимателю Сергею Полонскому на съемках ток-шоу «НТВшники». Все это бурно обсуждалось на различных сайтах. Казалось бы, ну посмотрели ролик в сети — и все. Если мы так ругаем телевизор, утверждаем, что не смотрим его вовсе, почему у ток-шоу, которое идет около полуночи, доля только в Москве превысила 23% аудитории с рейтингом выше 6%? Это в полтора раза выше, чем в среднем смотрит НТВ. Не думаю, что зрителей так уж привлек разговор о возможном кризисе. Любые экономические темы, пускай и со столь статусными экспертами и гостями, в телеэфире почти всегда обречены на неудачу. Это сложно вытягивать телевизионными средствами, потому что беседа неизбежно будет скатываться к специализации и обычным людям становится скучно. А профессионалы в бизнесе и экономике иначе говорить почти не могут. Даже когда ведущая ток-шоу Катерина Гордеева с помощью точного вопроса зрительницы пыталась придать специализированной дискуссии какой-то человеческий фон (мать пятерых детей спросила, как миллионеры, присутствующие в зале, поступили бы с суммой в размере 15 тыс. рублей), ничего не вышло. Как раз вместо ответа на вопрос Лебедев и Полонский устроили перепалку, в результате которой они и подрались. Чего уж говорить про наших зрителей, если об этом телеэпизоде написала вся британская пресса, а поданные ее величества королевы Елизаветы узнали, что в России есть канал НТВ, а на нем выходит ток-шоу «НТВшники».

Но зритель консервативен. Не сильно меняются и каналы. И трудно сказать, кто от кого больше зависим. Каналы — от вкусов зрителей или зрители вынуждены поглощать только то, что им предлагают вещатели. Мне кажется, что к многомиллионной российской телеаудитории вопросов не меньше, чем к тем, кто формирует сегодняшний телевизионный эфир. И возможно, в этой несменяемости форматов и трендов — и залог успеха конкретного канала, и залог его поражения.

Если посмотреть на десятку самых популярных телепрограмм прошедшей недели на шести главных каналах, то она просто на удивление показательна. Это то, что смотрят стабильно, что наполнено хоть каким-то смыслом и содержанием. Или то, что прочно связано в сознании со словом «телевизор». И это как раз характеризует срез интересов на нынешнем телевидении.

Самым популярным телепроектом в стране не прекращает оставаться ток-шоу «Пусть говорят» с Андреем Малаховым на «Первом канале» (передачу смотрит более 27% телеаудитории). Сейчас это флагман «Первого». И довольно странно, конечно, когда канал начинает размывать свой самый успешный формат, приносящий ему очень высокие дивиденды в виде рейтингов, другим ток-шоу «Свобода и справедливость» с Андреем Макаровым. Эта передача пусть и в другой стилистике, но играет на той же поляне, что и Малахов, только смотрят Макарова в два с половиной раза меньше зрителей. Среди лидеров на «Первом» на неделе также были: программа «Время» (увы, но похоже, что это навсегда), «Большая разница в Одессе», «Воскресное „Время“», «Давай поженимся!», «Минута славы», «Поле чудес» (скорее напоминающее уже национальный проект), «Большие олимпийские гонки» и фильм «Любовь — морковь-3» (премьера в эфире).

На «России 1» рейтинговый донор прежний — типовые отечественные мелодрамы, которые показывают вечером в выходные дни. Их в топ-10 на канале целых три. Названия смысла не имеют, потому что все равно одно и то же. Кроме них в лидерах: сериал «Институт благородных девиц» (в эфире сейчас, между прочим, идет... 250-я серия), «Вести недели» и ежедневные «Вести», а также вечерний сериал и «Спокойной ночи, малыши» (ну это святое дело), ток-шоу «Прямой эфир» (старается догнать «Пусть говорят», но это невозможно). Ну и, конечно, в лидерах просто бессмертный бренд госканала... «Кривое зеркало» с Евгением Петросяном (очень советую посмотреть хотя бы пять минут без звука, только картинку — это непередаваемой остроты зрелище).

НТВ везет больше всех. У них показатели все время растут. Более полярного мнения о проектах не собирает сегодня ни один федеральный телеканал. Но ведь обсуждают. Вот вы сами себя спросите, какой канал сегодня упоминаете в рассказах чаще остальных. Могу поспорить, что НТВ. Среди лидеров, конечно, сериал «Глухарь...». Его даже в повторах смотрит сегодня больше 25% всех зрителей. А скоро, похоже, премьерные серии. И они, как и год назад, накроют собой весь телевизионный рынок. Смотрят очередные части сериалов про «ментов» и «дьяволов». В лидерах и «Центральное телевидение» с Вадимом Такменевым (ребята, так держать!). И, конечно, традиционный набор: «Чистосердечное признание», «Ты не поверишь!», «Чрезвычайное происшествие. Расследование». Сделанный в рамках цикла, словно на коленке, фильм о Евгении Ройзмане «Неправое дело» попал в лидеры с долей выше 16%, но до знаменитого «Дела в кепке» и «Крестного батьки» ему по рейтингам далеко — разладилось что-то в квалификации у тех, кто это исполняет. И зритель «не клюет». Смотрят по-прежнему на НТВ «Русские сенсации» и ток-шоу «НТВшники» (потому что есть содержание). В топ-10 — и премьера канала «Тайны шоу-бизнеса», которая была про Аллу Пугачеву. Передача попалась под горячую руку тем, кто почему-то захотел увидеть в ней пасквиль на главную певицу страны из-за ее поддержки Михаила Прохорова. А цикл был запланирован давным-давно, Алла Борисовна предстает в нем лишь как жертва мошенника. Ну и, конечно, смотрят на НТВ информационный выпуск «Сегодня» в 19:00.

На СТС зритель выбирает зарубежные фильмы, мультфильмы и юмор. Новая премьера «Нереальная история» (веселые скетчи на разные исторические темы), похоже, пришлась по вкусу: доля выше 15% по стране среди тех, кому от 6 до 54 лет. И уже не прекращающееся в эфире канала скетч-шоу «Шесть кадров». Говорят, этот телепроект очень любит Владимир Путин. И как утверждают знающие люди, смотрит он эти скетчи в большом объеме и с большим восторгом (правда, информированные собеседники не уточнили, сравнимо ли это с объемом просмотра премьером новостей госканалов).

На ТНТ тон всему задают «Интерны» с несостоявшимся кандидатом в президенты Иваном Охлобыстиным. Доля аудитории премьерных серий среди тех, кому от 18 до 30 лет, в Москве достигала даже 40%, а в других городах страны этот сериал смотрит около 30% молодой аудитории. Вечные лидеры канала: сериал «Универ», «Комеди Клаб», «Наша Russia», шоу про экстрасенсов (куда же без них). Ну и, конечно, «Дом-2». Без него ТНТ и весь российский телеэфир сегодня уже просто невозможно представить. И зритель жаждет его видеть снова и снова.

На РЕН ТВ в лидерах, конечно, как обычно, Михаил Задорнов. Он для канала просто рейтинговая палочка-выручалочка. Девушка Анна Чапман тоже неплохо здесь обосновалась в роли ведущей проектов про экстремальные события. Фильмы, сериалы, цикл «Секретные истории» (наши граждане очень это жалуют). К счастью, на РЕН ТВ хорошо идут новости, зрители ждут «Неделю с Марианной Максимовской» и созданный этой же командой цикл «Репортерские истории».

Так что и в этом телесезоне живы классические форматы: сериалы, фильмы, новости, ток-шоу и псевдодокументальное кино, аналитика (уж какая есть). И все-таки выбирать пока есть из чего.

А чтобы понять про политику в телеэфире, достаточно привести пример с главным политическим героем недели — Михаилом Прохоровым. О том, как его за руку водили по всем телеканалам, и не по одному разу, а потом, словно ластиком, в один момент стерли, «Ъ» уже сообщал (см. «Ъ» от 16 сентября). Итоговые программы были еще более показательны. Вот сказал Прохоров (совсем недавно лидер партии, которую лоббировал Кремль) на встрече со своими соратниками о том, что в «стране есть кукловод, который давно приватизировал политическую систему, дезинформирует руководство страны, давит на СМИ, зовут его Владислав Юрьевич Сурков». И что? А ничего. Хотя речь идет о госчиновнике высокого ранга, втором лице в администрации президента страны. Ни на одном канале, ни в одной программе фамилия «Сурков» не звучала вовсе. Нет такой фамилии. Исключений было всего два: в интервью Марианне Максимовской на РЕН ТВ это имя назвал сам Михаил Прохоров. И в новостях на этом же канале Михаил Осокин позволил себе лишь фразу, что «Владислав Сурков развалил „Правое дело“». По-моему, исчерпывающая характеристика взаимоотношений российского телевидения и российской власти.

Арина Бородина


Источник: КоммерсантЪ