Internews Kazakhstan

МИФОЛОГИЯ ОНЛАЙН

Cоздан:   пт, 23/09/2011 - 10:56
Категория:
Тэги:

В дни крупных трагедий становится отчетливо видно, чего стоит российское телевидение вообще и каждый канал по отдельности, не потеряны ли в бесконечных развлечениях журналистские навыки, умение добывать информацию, оперативно расследовать обстоятельства происшедшего. Если все каналы тиражируют одни и те же версии и организованно не задают очевидные вопросы, становится понятно: это уже не журналистика...

В среду 7 сентября, в день трагедии, федеральные телеканалы сработали оперативно: в вечерних новостях на всех телеканалах катастрофа стала главной темой. Сработать оперативно отчасти помог международный форум, который собрал в Ярославле как политическо-экономический бомонд, так и съемочные группы с необходимой для выхода в эфир техникой. Отличился Первый канал: он перекроил сетку и сразу после программы «Время» поставил экстренный выпуск ток-шоу «Пусть говорят», где специалисты обсуждали причины, которые могли привести к трагедии, и наболевший вопрос о бардаке в российской авиации.

Но уже на следующий день после крушения лайнера стало понятно, что с телеэкрана звучат не все версии трагедии. В социальных сетях и блогах начали распространяться «неэфирные» сведения с провокационным заголовком «Вот настоящая правда о гибели наших ребят» и ссылкой на журналистов Ярославской областной телекомпании НТМ. «Так как в стране свободы слова нет, эту информацию никто озвучивать не даст ни федеральным, ни местным каналам», — писали пользователи. Падение самолета напрямую связывалось с проведением форума. Дескать, Як-42 пришлось взлетать с половины полосы из-за того, что взлетка и прилегающие к ней территории были заняты самолетами ВИПов, а вторую половину полосы перекрыли для проверки перед прилетом Медведева.

Часовые и полуторачасовые программы, посвященные этой теме (РЕН — «Гибель надежды. Катастрофа Локомотива»; НТВ — «Профессия репортер. Команда молодости»; «Россия-1» — «Прямой эфир» и др.), появились через день-два. В них крамольная версия тоже не обсуждалась. Об этом позволил себе сказать только Пятый канал, где в прямой эфир «Открытой студии» дозвонился летчик, предположивший, что суета в ожидании важных самолетов могла вынудить командира Як-42 начать взлет, не развив нужную скорость: рейс попросту поторопили. Остальные про это хором молчали.

Зато много говорили о возможной ошибке пилота и некондиционном самолете. С экспертами авиации, очевидцами, родными-друзьями-коллегами хоккеистов и членов экипажа журналисты говорили обо всем, но не задали вопросов, которые так активно обсуждались в Сети. Хотя бы для очистки совести. Действительно ли перекрывали полосу? Правда ли, что рейс торопили? Были картинки с горящими обломками борта и каретами «скорой помощи», были репортажи из больницы, прямые включения из Минска... Была 3D-графика — попытка восстановить момент взлета и крушения Як-42. Но почему не было живого видео с летного поля в тот злополучный день? А ведь камер там было немало...

Непонятно также, почему никто не показал ту самую мачту, которую мог зацепить крылом Як-42. Забор, за которым заканчивается полоса, сняли все, а мачта была только на компьютерных схемах аварии. А была ли она вообще? Или этот мифический железный столб назначили «виноватым»? (Кстати, в студии у Андрея Малахова один из летчиков, не раз поднимавший лайнеры из «Туношны», уверенно заявил, что никаких мачт в зоне взлета нет...)

Понятно, почему блогосфера с такой готовностью растиражировала именно эту историю, почему в этом случае возник такой мощный эффект сарафанного радио. Многим подумалось: «Стране не показали по телевизору, как это было на самом деле, власти обманывают нас, но теперь-то я зна-а-а-ю правду!»

Конечно, Интернет в силу отсутствия строгого законодательства — благодатная среда для распространения непроверенной информации (федеральные телеканалы этого не могут себе позволить: высока ответственность), но не считаться с ним уже невозможно. А однотипное освещение российским ТВ падения Як-42 под Ярославлем, унесшего жизни хоккеистов «Локомотива» и экипажа самолета, оставило ощущение, что телеканалы могли говорить не обо всем.

Алина Порошина

Источник: МедиаПрофи