Internews Kazakhstan

Игорь Варнавский: «У этого рынка большое будущее». Цифровая дистрибуция журналов made in Russia

Cоздан:   пт, 23/04/2010 - 15:34
Категория:
Тэги:

12 апреля в Рунете был запущен home made — сервис, который должен помочь издателям печатной прессы получить все возможные выгоды от распространения их продукции онлайн. На Immediately.ru можно купить цифровые копии 26 журналов, и хотя они продаются примерно вдвое дешевле, чем их печатные аналоги, это шаг на пути к тому, чтобы издатели наконец начали зарабатывать в интернете.

Новая цифровая платформа активно заманивает читателей в свои сети. Любой журнал можно пролистать в режиме превью от начала до конца и поразглядывать заголовки, картинки и общий вид издания; текст, однако, в таком формате прочитать невозможно.

«Часкор» поговорил с генеральным директором и одним из создателей Immediately Игорем Варнавским.

— Как вам пришла идея сделать для Рунета свою собственную цифровую платформу для дистрибуции прессы?

 — Все, кто работает в печатных СМИ, знают, что в этой отрасли сейчас тяжёлые времена: экономический кризис наложился на кризис печатной прессы как таковой. Тиражи падают, аудитория уходит в интернет. Журналы и газеты тоже тянутся в интернет, но на одной рекламе в интернете много не заработаешь (такова ситуация и в России, и в западных странах). Что остаётся? Продажа контента. Ничего иного пока не придумали.

В прошлом году, когда мы начинали Immediately, о платных интернет-СМИ говорили мало. А в этом году как прорвало: о переходе на платную модель заявляет одно издательство за другим. То есть тренд мы уловили верно.

— В какова бизнес-модель Immediately? На какие обороты планируете выйти в 2010, 2011 годах?

— На данном этапе мы зарабатываем только на продаже контента. В будущем добавятся и другие источники дохода, но о них говорить пока рано.

Что касается перспектив, то скажу так: у этого рынка большое будущее, но не факт, что это будет заметно сразу. Потребуется какое-то время, чтобы сложилась привычка к цифровым журналам. От букридеров тоже поначалу нос воротили: дорого, неудобно, «с бумаги читать приятнее». А теперь в каждом вагоне метро натыкаешься на людей с букридерами.

— На основе каких расчётов выставляется цена за издание? Кто принимает решение о ценообразовании: только лишь издатель или в содружестве с вами?

— Цена определяется по взаимной договорённости с издательством. В целом, мы стараемся, чтобы стоимость цифровой копии составляла не более 40—60% от стоимости бумажной.

К примеру, Forbes в киосках стоит 145—180 рублей (в зависимости от региона), а у нас —  79. Но есть нюансы. Если печатная версия и так дешёвая (20—30 рублей), снижать цену в два раза смысла нет, совсем смешные деньги получаются.

Специфика и аудитория издания тоже имеют своё значение. У делового издания аудитория по определению более взрослая и платёжеспособная, чем, допустим, у журнала про компьютерные игры, который читают старшеклассники и студенты. А значит, на игровой журнал скидка должна быть больше.

— Цифровой журнал на Immediately — точная копия печатной версии или с добавлением дополнительных мультимедийных возможностей, вроде видеорекламы, как на Zinio.com?

— У нас размещаются точные копии печатных версий. Это сознательное решение. Технология Zinio допускает мультимедийность, но эти возможности мало используются. Чтобы задействовать их в полную силу, нужно основательно вложиться в адаптацию под интернет, а издательства на это не готовы. Да и будь они готовы, это бы мало что изменило. Адаптация в любом случае является полумерой. Можно расставить по журналу гиперссылки, добавить видеорекламу, но это будет не более чем продвинутая реплика бумажной версии.

Для интернета журналы нужно не адаптировать, а переизобретать. Должен быть гибкий макет, интерактивность, видео. Как это будет выглядеть, можно посмотреть на примере культовых американских журналов Wired и Sports Illustrated. Некоторые российские издатели уже работают над такого рода журналами, мы видели их прототипы.

— Чем Immediately принципиально отличается от Zinio.com с точки зрения и технологий, и концепции?

— На Zinio в основном платный контент. У нас контент будет в основном бесплатный. Некоторые журналы бесплатны изначально, некоторые становятся бесплатными по истечении определённого срока: для ежемесячников это обычно месяц, для еженедельников — семь дней. Некоторые журналы бесплатны изначально.

Кроме того, у нас стриминговый контент. Не нужно ничего скачивать — заходишь на сайт и читаешь прямо в браузере. На стриминговую модель сейчас переходят или уже перешли все виды контента в интернете: видео (YouTube, Vimeo), музыка (MySpace, Last.fm, Pandora, Spotify, Moskva.fm), а в скором времени и игры (OnLive, Gaikai).

Кроме того, часть журналов будет появляться в каталоге Immediately ещё до выхода бумажных версий. То есть у нас будет временной эксклюзив. В перспективе мы надеемся перевести на эту модель большую часть каталога. Препятствия тут скорее психологического характера: издатели боятся, что цифровая версия перебьёт продажи бумажной. Боятся они зря — для перехода журналов в цифру сейчас наступил самый оптимальный момент.

Во-первых, созрела аудитория. Спрос на электронные версии есть, но предложение ограниченно. Из сотен журналов, издающихся в России, лишь несколько десятков имеют цифровые версии (я говорю о PDF и флэш-версиях). Мы намерены эту проблему решить. У нас есть договорённости на размещение примерно сотни изданий. Некоторые из них уже в каталоге, некоторые появятся в ближайшие дни, некоторые — в ближайшие недели (к сожалению, переговоры с издателями — процесс небыстрый).

Во-вторых, созрели издатели. Большинство ИД в России либо планирует, либо уже предпринимает какие-то шаги в отношении цифровой дистрибуции. Всем очевидно, что надо мигрировать в интернет. Но отбить расходы на одной лишь рекламе журналы не могут. Что остаётся? Продажа контента.

В-третьих, появилось специализированное «железо». Многие сейчас купят iPad (мы уже занимаемся адаптациями под планшеты) и будут задаваться вопросом, что с ними делать. Лучше всего эти планшеты подходят как раз для чтения книг и журналов.

— В чём состоит необходимость делать такой сервис специально для Рунета, не проще ли развивать Zinio или другие аналогичные сервисы?

— Мы не говорили, что ограничимся только Рунетом.

— Существует ли на интернет-рынке конкуренция в нише подобных цифровых сервисов?

— О конкуренции говорить пока не приходится, рынок-то совсем новый.

— Например, ИД Independent Media Sanoma Magazines распространяет цифровые журналы через Zinio. Будет ли ИД сотрудничать и с Immediately?

— Independent Media заняли выжидательную позицию, они хотят посмотреть, как у нас пойдут дела. Мы их не торопим — партнёров у нас даже больше, чем мы успеваем «переварить».

— Имеет ли смысл распространять журналы сразу с помощью нескольких сервисов?

— Конечно, имеет. Любой производитель контента старается задействовать как можно больше каналов распространения.

— Проводили ли вы перед запуском мониторинг и анализ Рунета на предмет объёма рынка подобных сервисов? Есть ли понимание, куда рынок цифровых изданий будет развиваться дальше?

— Мы никаких исследований не проводили, но очень хорошее исследование сделал PricewaterhouseCoopers. Опрашивать потребителей можно только о том, что им знакомо. Когда создаётся новый продукт или рынок, всё решает или коллективное бессознательное, или конкретные люди со своим собственным видением.

Беседовала Анастасия Алексеева

Источник: Частный корреспондент