12 апреля в Рунете был запущен home made сервис, который должен помочь издателям печатной прессы получить все возможные выгоды от распространения их продукции онлайн. На Immediately.ru можно купить цифровые копии 26 журналов, и хотя они продаются примерно вдвое дешевле, чем их печатные аналоги, это шаг на пути к тому, чтобы издатели наконец начали зарабатывать в интернете.
Новая цифровая платформа активно заманивает читателей в свои сети. Любой журнал можно пролистать в режиме превью от начала до конца и поразглядывать заголовки, картинки и общий вид издания; текст, однако, в таком формате прочитать невозможно.
«Часкор» поговорил с генеральным директором и одним из создателей Immediately Игорем Варнавским.
Как вам пришла идея сделать для Рунета свою собственную цифровую платформу для дистрибуции прессы?
Все, кто работает в печатных СМИ, знают, что в этой отрасли сейчас тяжёлые времена: экономический кризис наложился на кризис печатной прессы как таковой. Тиражи падают, аудитория уходит в интернет. Журналы и газеты тоже тянутся в интернет, но на одной рекламе в интернете много не заработаешь (такова ситуация и в России, и в западных странах). Что остаётся? Продажа контента. Ничего иного пока не придумали.
В прошлом году, когда мы начинали Immediately, о платных интернет-СМИ говорили мало. А в этом году как прорвало: о переходе на платную модель заявляет одно издательство за другим. То есть тренд мы уловили верно.
В какова бизнес-модель Immediately? На какие обороты планируете выйти в 2010, 2011 годах?
На данном этапе мы зарабатываем только на продаже контента. В будущем добавятся и другие источники дохода, но о них говорить пока рано.
Что касается перспектив, то скажу так: у этого рынка большое будущее, но не факт, что это будет заметно сразу. Потребуется
На основе каких расчётов выставляется цена за издание? Кто принимает решение о ценообразовании: только лишь издатель или в содружестве с вами?
Цена определяется по взаимной договорённости с издательством. В целом, мы стараемся, чтобы стоимость цифровой копии составляла не более
К примеру, Forbes в киосках стоит
Специфика и аудитория издания тоже имеют своё значение. У делового издания аудитория по определению более взрослая и платёжеспособная, чем, допустим, у журнала про компьютерные игры, который читают старшеклассники и студенты. А значит, на игровой журнал скидка должна быть больше.
Цифровой журнал на Immediately точная копия печатной версии или с добавлением дополнительных мультимедийных возможностей, вроде видеорекламы, как на Zinio.com?
У нас размещаются точные копии печатных версий. Это сознательное решение. Технология Zinio допускает мультимедийность, но эти возможности мало используются. Чтобы задействовать их в полную силу, нужно основательно вложиться в адаптацию под интернет, а издательства на это не готовы. Да и будь они готовы, это бы мало что изменило. Адаптация в любом случае является полумерой. Можно расставить по журналу гиперссылки, добавить видеорекламу, но это будет не более чем продвинутая реплика бумажной версии.
Для интернета журналы нужно не адаптировать, а переизобретать. Должен быть гибкий макет, интерактивность, видео. Как это будет выглядеть, можно посмотреть на примере культовых американских журналов Wired и Sports Illustrated. Некоторые российские издатели уже работают над такого рода журналами, мы видели их прототипы.
Чем Immediately принципиально отличается от Zinio.com с точки зрения и технологий, и концепции?
На Zinio в основном платный контент. У нас контент будет в основном бесплатный. Некоторые журналы бесплатны изначально, некоторые становятся бесплатными по истечении определённого срока: для ежемесячников это обычно месяц, для еженедельников семь дней. Некоторые журналы бесплатны изначально.
Кроме того, у нас стриминговый контент. Не нужно ничего скачивать заходишь на сайт и читаешь прямо в браузере. На стриминговую модель сейчас переходят или уже перешли все виды контента в интернете: видео (YouTube, Vimeo), музыка (MySpace, Last.fm, Pandora, Spotify, Moskva.fm), а в скором времени и игры (OnLive, Gaikai).
Кроме того, часть журналов будет появляться в каталоге Immediately ещё до выхода бумажных версий. То есть у нас будет временной эксклюзив. В перспективе мы надеемся перевести на эту модель большую часть каталога. Препятствия тут скорее психологического характера: издатели боятся, что цифровая версия перебьёт продажи бумажной. Боятся они зря для перехода журналов в цифру сейчас наступил самый оптимальный момент.
В чём состоит необходимость делать такой сервис специально для Рунета, не проще ли развивать Zinio или другие аналогичные сервисы?
Мы не говорили, что ограничимся только Рунетом.
Существует ли на интернет-рынке конкуренция в нише подобных цифровых сервисов?
О конкуренции говорить пока не приходится,
Например, ИД Independent Media Sanoma Magazines распространяет цифровые журналы через Zinio. Будет ли ИД сотрудничать и с Immediately?
Independent Media заняли выжидательную позицию, они хотят посмотреть, как у нас пойдут дела. Мы их не торопим партнёров у нас даже больше, чем мы успеваем «переварить».
Имеет ли смысл распространять журналы сразу с помощью нескольких сервисов?
Конечно, имеет. Любой производитель контента старается задействовать как можно больше каналов распространения.
Проводили ли вы перед запуском мониторинг и анализ Рунета на предмет объёма рынка подобных сервисов? Есть ли понимание, куда рынок цифровых изданий будет развиваться дальше?
Мы никаких исследований не проводили, но очень хорошее исследование сделал PricewaterhouseCoopers. Опрашивать потребителей можно только о том, что им знакомо. Когда создаётся новый продукт или рынок, всё решает или коллективное бессознательное, или конкретные люди со своим собственным видением.
Беседовала Анастасия Алексеева
Источник: Частный корреспондент