МедиаПрофи знакомит читателей с продолжением мастер-класса Андрея Бубукина. В этом номере рассказ об основных особенностях утреннего радиоэфира и тех принципах, на которых строится вещание в самом начале дня.
«Доброе утро!» говорит вам человеческим голосом ваш радиобудильник, и вы встаете и идете умываться. Очень часто от того, как эти слова будут произнесены и какая при этом будет звучать музыка, зависит ваше настроение и, следовательно, ваша жизнь, будь то выходной или будни. Какое утро такой и день. Так давайте рассмотрим, каким должно быть утреннее радио, чтобы предстоящий день действительно был для вас добрым.
Прежде всего зададим себе простой вопрос: «А чем, собственно, утренний эфир отличается от дневного, или вечернего, или ночного? Каковы его особенности, его компоненты?» И поговорим о каждом «кирпичике» в структуре «радиоутра».
Блок утреннего вещания начинается обычно в 6.00 (на некоторых радиостанциях в 7.00) и длится до 10.00 или даже до 11.00. Особенности утреннего эфира заключаются в том, что он должен отражать жизненный ритм человека, который просыпается под звуки любимой радиостанции, потом совершает свой утренний туалет (в это время он радио, скорее всего, не слушает), в идеале делает зарядку (под музыку), принимает душ (в тишине), одевается (под музыку) и так далее. Короче говоря, он слушает радио фоном и в «рваном» режиме. Чуть более внимателен он за завтраком, если не смотрит телевизор. Средний промежуток времени, когда человек способен улавливать какую-либо информацию,
ОСОБЕННОСТЬ № 1, СТИЛЕВАЯ
Проснувшись на рассвете, человек более беззащитен перед окружающим пространством, чем, скажем, днем. Его психика плохо воспринимает все новое, необычное, резкое, раздражающее. В то же время она легко принимает знакомое, негромкое, но одновременно энергичное. Кроме этого, быстрой смене утренних занятий человека должна соответствовать и быстрая смена музыкальных планов. Из этого следует: музыкальная подборка должна исключать стилевые крайности (хард-рок, рэп, дискотечный дэнс с излишне жестким ритмом), музыка должна быть знакомой (только хиты), не нужно ставить новые песни (раздражают, заставляют прислушиваться, когда надо собираться), необходимо подбирать достаточно энергичные композиции (энергетика в подавляющем большинстве случаев не меньше 3 по пятибалльной шкале) и достаточно короткие (от 2 с половиной до 3 с половиной минут, но в любом случае не более 4). В то же время иногда допускаются и медленные лиричные композиции, но только из «горячей» ротации (слушатели их обычно очень любят и могут воспринимать в любое время, кроме того, их очень мало).
ОСОБЕННОСТЬ № 2, РОТАЦИОННАЯ
«Рваный» ритм утреннего прослушивания радио определяет правила ротации музыкального материала. Только утром они являются наиболее гибкими и либеральными. В качестве примера возьмем хотя бы частоту звучания песен одного и того же исполнителя. Если эта величина днем в среднем приближается к 1 часу 30 минутам, то утром она вполне может сократиться до 40 и даже 35 минут. Давайте посмотрим: если, скажем, Алла Пугачева звучит у нас в 7.10, то вероятность того, что услышавший ее человек досидит у радио до 7.50 очень мала, даже если он едет именно в это время на работу на машине.
Правильная подборка и компоновка утреннего музыкального материала не требуют и жестких рамок для художественных правил музыкального программирования. Речь в первую очередь идет о темпе, текстуре (плотности музыкальной ткани произведения), стилистике композиций (смотри особенность № 1), потому что у утренней фонотеки нет крайностей и она хорошо подобрана.
ОСОБЕННОСТЬ № 3, ИНФОРМАЦИОННАЯ
Информацию утром можно размещать даже два раза в час: в самом начале часа (выпуск до 3 минут 30 секунд вместе с джинглами)
Два слова о рекламе. Если рекламных окон три в час, то они могут быть расположены, скажем,
Несмотря на то что уровень продаж рекламного пространства в утренние часы достаточно высок, делать рекламные окна, длительность которых превышает 2 минуты 30 секунд, не имеет смысла: реклама, как известно, раздражает, особенно утром, и в случае ее переизбытка мы начнем терять утренних слушателей, потому что конкуренты тоже делают утреннее шоу.
Лучше коммерческой службе чуть увеличить расценки на это время, чем зарабатывать количеством.
ОСОБЕННОСТЬ № 4, ГЛАВНАЯ
Ведение утренних музыкальных программ. Утреннее шоу это в первую очередь личности ведущих. Сегодня это люди, которые не прочь повалять дурака, обладающие чувством юмора, способные принимать решение с ходу и умеющие завести своих слушателей. Должен ли ведущий владеть местным колоритом, чтобы стать звездой утреннего эфира или все сводится к силе обаяния? Если продукт сделан качественно и заставляет слушателей смеяться, если им нравится музыка, нравится то, что они слышат, то вряд ли их будет заботить местный колорит, особенно если учесть, что в России работает много московских сетевых станций.
В то же время, когда речь идет о региональных и локальных радиостанциях, такая местная информация, как прогноз погоды или ситуация на дорогах, играет далеко не последнюю роль. Сюда же можно отнести новости о местной культурной и социальной жизни, которые «у всех на слуху», музыкальную информацию о хитах, текущих тенденциях и музыкальных сплетнях. Не следует забывать и о рекламе интересных передач на вашем радио и предстоящих рекламных мероприятиях, запланированных на этот день.
Аудитория с энтузиазмом откликается на диалоги и беседы ведущих со слушателями по телефону, особенно когда в эфире звучат остроумные реплики или добродушные дружеские розыгрыши.
Скорость подачи материала в утреннем шоу важна как ни в каком другом. При этом на переднем плане должен быть поток сиюминутной информации, например, о погоде, о времени.
Кроме спонтанных и необычных элементов в утреннем шоу есть специальные рубрики поздравления именинников, гороскопы, советы домохозяйкам, краткие обзоры прессы, анекдоты...
Вы можете задать вполне резонный вопрос: «А куда же вставлять все эти речевые упражнения ведущих, если есть новости, реклама и песни 12 штук в час?»
Ниже привожу примерную утреннюю часовую сетку, скажем, с 7.00 до 8.00 со всеми эфирными элементами джинглами, отбивками и так далее. Время звучания песен дано ориентировочно, из расчета в среднем
7.00 Часовой идентификационный джингл (объявляется время).
7.00.15 Далее:
-Входной джингл новостей и музыкальная «подкладка» под новости.
-Диджей представляет ведущего новостей.
-Ведущий здоровается и читает новости на «подкладке» (между блоками новостей, скажем, международных и национальных ставится «запятая»).
-После последней запятой обычно идет курс доллара и погода.
-Рекламный ролик спонсора новостей (если есть).
Выходной джингл.
7.04 Опенер.
7.07.30 Песня с вступлением около 20 сек. Ведущий представляется, если есть возможность, может сказать пару слов о погоде за окном, пошутить.
7.10.30 Короткая отбивка и на «подкладке» минутная рубрика, скажем, «Что лучше приготовить на завтрак», короткая отбивка.
7.11.30 Песня. На конце песни ведущий предлагает прерваться, чтобы буквально через мгновение прослушать лучшую песню всех времен и народов (называет песню, которая должна выходить после рекламного блока).
7.15 Джингл начала рекламного блока, далее реклама и джингл выхода из рекламного блока.
7.18 Опенер.
7.21 Джингл с «подкладкой». На подкладке Интерактивная игра со слушателями (можно розыгрыш), выходной джингл (свипер).
7.23 Песня.
7.26.30 Песня. На вступлении ведущий говорит (краткая местная новость, погода, какое-либо пожелание, музыкальная информация...)
7.30 Новостной джингл с подкладкой.
7.31.30 Песня. На конце песни ведущий предлагает прерваться, чтобы через мгновение вновь вернуться к музыкальной программе (называет песню, которая должна выходить после рекламного блока).
7.35 Джингл начала рекламного блока, далее реклама и джингл выхода из рекламного блока.
7.37 Опенер.
7.40 Джингл и музыкальная «подкладка». Ведущий представляет рубриканта. Идет рубрика, допустим, «В мире интересных фактов» или «Контакты с инопланетянами» все, что угодно. После выходной джингл (свипер).
7.42 Песня.
7.46 Джингл, за ним песня. На конце песни ведущий предлагает прерваться, чтобы вскоре вернуться к музыкальной программе (очень кратко, но как можно дороже «продает» песню,
которая должна выходить после рекламного блока).
7.50 Джингл начала рекламного блока, далее реклама и джингл выхода из рекламного блока.
7.52.30 Опенер.
7.55 Джингл, музыкальная «подкладка», на ней звонок имениннику (поздравление с днем рождения), джингл (свипер).
7.57 Песня по заказу именинника.
7.59.45 На хвосте песни ведущий говорит примерно следующий текст: «Мы заканчиваем этот час и переходим к следующему. Лоцман по волнам эфира «Радио
8.00 Часовой джингл и так далее.
Несколько комментариев
Естественно, приведенная выше схема одного утреннего часа достаточно условна.
При этом, как вы, наверное, заметили, мы все же вместили 12 песен.
Рубрики внутри часа раздвинуты на 30 минут (выходят
Со звонками слушателям (игра и звонок имениннику
Кое-где, например, между
Несколько рекомендаций
С учетом короткого времени прослушивания утром, некоторые рубрики можно переносить из часа в час. Скажем, рубрику, которая звучала между
Утренний эфир можно вести вдвоем и даже втроем.
Ведущие все свои «разговоры» должны готовить (естественно, кроме диалогов со слушателями), чтобы в текстах не было пауз и косноязычия, создающих неприятное впечатление и ломающих динамику и ритм эфира.
Вся утренняя программа должна быть только позитивной. Следует избегать любой негативной информации (в редчайшем случае допустимы некоторые негативные официальные сообщения в новостях).
Вполне допустимо вставлять любую информацию, способную заинтересовать самого широкого слушателя: сделать обзор прессы, рассказать о последних фильмах, появившихся в кинотеатрах города, пригласить в студию гостя...
Главное, чтобы утро прошло весело, динамично и интересно.
Автор: АНДРЕЙ БУБУКИН
Рубрика: Радио
Источник: МедиаПрофи