Internews Kazakhstan

Телевидение не умрет, но постареет

Cоздан:   пн, 21/11/2011 - 10:16
Категория:
Тэги:

В 2011 году сразу несколько крупнейших эфирных телеканалов заявили о смене своей закупочной аудитории. Моложе станет телезритель «Первого канала», повзрослеет аудитория «России 1». С чем связаны такие изменения и как повлияют на рекламодателей?

Так как целевая аудитория — основной актив телеканалов, обеспечивающий им доход, каждый канал ищет свою нишу, которая при этом будет привлекательной для рекламодателей. Это актуально как для новых телеканалов, только планирующих выходить на рынок, так и для телеканалов с историей, которые по объективным причинам принимают решение изменить/скорректировать свою аудиторию.

В 2012 году 11 российских телеканалов изменят свои закупочные аудитории. Причина такого массового пересмотра — вынужденная. Российская телеаудитория неумолимо стареет, и каналы вынуждены учитывать этот тренд — либо следовать ему, либо противостоять.

Половозрастная структура каналов
(Источник: TNS Russia, Palomars 2011)

Абсолютное большинство телеканалов, семь из одиннадцати, решили сконцентрироваться на более возрастной аудитории, чем ранее — то есть принять факт старения зрителя и «постареть» вместе с ним. По данным TNS Russia, на данный момент 43% зрителей «Первого Канала» — люди старше 55 лет, а у телеканала «Россия 1» доля аудитории 55+ еще выше — более 52%.

Ранее заявлялось о том, что СТС также собирается сузить свою аудиторию до «Все 14—44», отказавшись от маленьких детей и людей старшего возраста, которые представляют меньший интерес для рекламодателей. Однако в сентябре руководство канала отказалось от этих планов, заявив, что на данный момент это будет экономически нецелесообразно.

Из ведущей тройки федеральных каналов наперекор тренду пошли только «Первый» и ТНТ. С осени 2011 года «Первый» уже начал продавать рекламу, ориентируясь на более молодую аудиторию — от 14 лет (вместо 18-ти). Полностью переориентация на новую аудиторию «Все 14—59» произойдет с 2012 года. ТНТ же сужает ядро своей аудитории — вместо аудитории «Все 6—54» в новом году телеканал будет продавать «Все 14—44». Стоит отметить, что ТНТ последовательно занимается омоложением своей аудитории, наряду со слоганом «Почувствуй нашу любовь!» зрителям хорошо известен и другой — «ТНТ — номер 1 по молодежи!»

Анализ рейтинга телеканалов за 2011 год позволяет понять, почему телеканалы решились на изменение закупочной аудитории. Если рассчитать телевизионный рейтинг (TVR) за 2011 год по текущей закупочной аудитории и по аудитории, заявленной на будущий год, то мы увидим, что большинство телеканалов приняли правильное решение. Так, накопленный рейтинг за 2011 год по новой аудитории для «России 1» был бы выше реального на 9%, для ТНТ — на 11,5%, для ТВ3 — 12%. Это значит, что в 2012 году эти каналы, скорее всего, смогут повысить свои рейтинговые показатели даже без внесения существенных изменений в контент. Немного снизились бы показатели телеканала «Домашний», но и корректировка закупочной аудитории этого канала — самая незначительная (вместо аудитории «Ж 25—60» с 2012 года заявляется «Ж 25—59»).

Телеканал

Закупочная аудитория 2011

Закупочная аудитория 2012

Накопленный TVR 2011 по закупочной аудитории 2011, пункты рейтинга

Накопленный TVR 2011 по закупочной аудитории 2012, пункты рейтинга

Первый

Все 18+

Все 14—59

694,51

554,02

Россия 1

Все 18+

Все 25+

641,51

710,83

НТВ

Все 18+

Все 18+

581,27

СТС

Все 6—54

Все 6—54

329,03

ТНТ

Все 6—54

Все 14—44

322,46

359,55

РЕН-ТВ

Все 25—54

Все 25—59

181,4

190,27

Пятый Канал

Все 18+

Все 25—59

112,47

108,53

ТВ3

Все 18—54

Все 25—59

83,93

93,9

Домашний

Ж 25—60

Ж 25—59

123,59

122,28

Россия 2

М 18+

М 25+

120,46

129,81

ДТВ/Перец

Все 25—54

Все 25—59

74,2

76,61

Муз-ТВ

Все 11—34

Все 11—34

59,2

MTV

Все 11—34

Все 14—34

41,52

42,08

Семерка

Все 18—54

Все 25—59

60,55

73,37

Самые серьезные трудности в новых условиях испытает «Первый» — единственный из локомотивных федеральных каналов, который, по всей видимости, осознанно идет на омоложение ЦА. Установив верхнюю планку возраста в 59 лет, крупнейший российский канал отсекает большую часть своих зрителей, возраст которых превышает 60 лет, что приводит к снижению рейтинга на 20,2%. Подростков же, которые отныне войдут в область интереса «Первого», еще предстоит завоевать — каналу придется очень серьезно работать с контентом, чтобы хотя бы удержать свои рейтинги на текущем уровне.

Источник данных: TNS Russia, Palomars, 2011.

Ирина Безик, MediaPanorama
Advertology.Ru