Ведущие журналистские организации Казахстана обратились с открытым письмом в Сенат (верхнюю палату) Парламента Казахстана.
В письме говорится:
“Мажилис Парламента направил в Сенат принятый им почти без изменения законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей”.
Протесты общественности, предложения журналистских организаций, рекомендации ОБСЕ: мажилисмены проигнорировали. Из всех реакционных новшеств законопроекта, было исключено ввиду явной абсурдности, только предложение наделить Генерального прокурора РК - правом досудебной приостановки СМИ.
Надеемся, что депутаты верхней палаты Парламента РК отнесутся к работе над этим законопроектом без ложных стереотипов, которые, считаем, помешали мажилисменам разглядеть реакционную суть, множество недоработок и противоречий данного документа и отклонить его.
К ложным стереотипам, которыми разработчики законопроекта обосновывают его необходимость, относятся:
1. Утверждения, что предлагаемый законопроектом тотальный контроль за интернет-ресурсами направлен на борьбу с терроризмом, экстремизмом, порнографией и прочими преступлениями.
Борьба с преступностью - эта противодействие конкретным действиям субъектов преступления, для нее существуют специальные законы и специальные государственные органы. Если, какие бы то ни было, злоумышленники проникли в средства массовой информации, в том числе в интернет-СМИ, нужно вычислять и обезвреживать именно их, а не ограничивать свободу выражения во всем информационном пространстве.
2. Утверждение, что все содержание глобальной сети Интернет – это средства массовой информации, так как оно доступно неограниченному кругу пользователей.
Критерий доступа неограниченного круга пользователей явно недостаточен для определения специфики СМИ. Средство массовой информации - имеет свою юридически оформленную структуру, свои цели и задачи, свой официальный тираж или рейтинг, права и обязанности. Никакой читатель, зритель или слушатель не имеет возможности несанкционированного доступа к содержанию СМИ.
Так как законом РК “О средствах массовой информации” 1999 года, все веб-сайты уже приравнены к СМИ, законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей” фактически приравнивает к СМИ блоги, чаты, порталы, то есть средства индивидуального самовыражения, локального общения, электронные библиотеки, интернет-магазины и развлекательные интернет-ресурсы, которые никоим образом не отвечают критериям средств массовой информации.
3. Утверждение, что нормы законопроекта не скажутся отрицательным образом на развитии Казахстанского сегмента сети Интернет.
Законопроект, предлагает иностранные интернет-ресурсы только блокировать, а пользователи отечественных интернет-ресурсов, будут привлекаться за свои высказывания к уголовной, гражданской и административной ответственности. Небезосновательное опасение субъективности и избирательности казахстанского правосудия, приведет к массовому бегству казахстанских интернет-пользователей из Казнета.
Явным противоречием, является включение в законопроект об информационно-коммуникационных сетях новых оснований для приостановления и закрытия всех видов СМИ. Разработчики законопроекта механически скопировали из законов “О выборах”, “О политических партиях”, Уголовного и Административного кодексов РК - различные ограничения деятельности и действий общественно-политического характера, и перенесли их на средства массовой информации. В то время, как Казахстан в преддверии председательства в ОБСЕ заявляет о приверженности демократическим стандартам, законопроект предлагает карать не только интернет-ресурсы, но и газеты, радио, телевидение закрытием и приостановлением - за неправильное освещение темы выборов, митингов, забастовок, межнациональных отношений.
Приостановление и закрытие СМИ – крайняя форма наказания, которая ограничивает конституционное право граждан на беспрепятственное получение информации. Использование этого вида наказания за действия, уже предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях РК, явно избыточно, свидетельствует о глубоком неуважении авторов законопроекта и депутатов Мажилиса к средствам массовой информации и противоречит ст. 20 Конституции Республики Казахстан.
Законопроект не проработан концептуально. Ни в одной стране мира все интернет-ресурсы не приравниваются к СМИ. Разработчики законопроекта и депутаты Мажилиса оставили открытым вопрос, какие интернет-ресурсы относятся к казахстанской юрисдикции, не регламентировали вопросы правовых взаимоотношений провайдеров, собственников и пользователей интернет-ресурсов и пр.
Уважаемые господа депутаты!
Надеемся, что вы учтете позицию гражданского общества и примете единственно верное решение – вернуть проект Закона Республики Казахстан “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей” в правительство для существенной переработки в соответствии с международными принципами свободы выражения. Мы готовы предоставить депутатам все имеющиеся у нас аналитические обзоры, законодательные предложения, возражения и рекомендации”.
Письмо подписали:
Председатель правления Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев, президент Международного фонда защиты свободы слова “Адил соз” Тамара Калеева, исполнительный директор Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана Шолпан Жаксыбаева.
Источник: Zona.kz