Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что телевидение, в конечном счете, делают люди. Это нисколько не умаляет роль технического оснащения, информационных технологий и, куда же от этого денешься, финансирования. Но, по крайней мере, всевозможные ток-шоу на 90%, если не больше, завязаны на личность ведущего.
Именно от него зависит, будет ли дискуссия яркой, запоминающейся и интересной, деградируя на глазах телезрителей до уровня базарной разборки. Возможен и другой, более приличный, но не менее негативный результат: чинная скука, заставляющая переключаться на другой канал. В общем, ведущий это смысловой и эмоциональный «мотор» любого ток-шоу. Уберите его, и останутся одни лишь декорации. На нашем ТВ действительно высококлассных ведущих единицы, это штучный товар. Поэтому вопреки тезису «лучшего друга советских физкультурников»: «у нас незаменимых людей нет», хороших ведущих крайне сложно заменить. Достаточно одному такому лицу канала уйти, и весь этот телеканал блекнет, теряет свою былую притягательность. Вот почти полтора месяца отсутствовал
«ИГРАЮЩИЙ АРБИТР»
К сожалению, даже у самых талантливых ведущих проявляется некоторый профессиональный негатив, свойственный всему цеху. Особенно это очевидно в жанре интервью, требующем особого журналистского мастерства. Далеко не все «акулы пера и микрофона» осознают, в чем смысл встречи с интересным публике человеком. Некоторые искренне полагают, что в том, чтобы продемонстрировать себя любимого на фоне политика, интеллектуала, общественного деятеля, так сказать, лично засветиться в лучах славы знаменитости. Хотя задача журналиста разговорить гостя, расположить его к максимальной откровенности, искренности, даже иногда, фигурально выражаясь, «выпотрошить» его перед зрителями, читателями, слушателями. Иначе он будет напоминать футбольного рефери, который сам вместо игроков гоняет мяч, бьет по воротам и забивает голы. Но, как говорят футбольные специалисты, самый хороший судья тот, который незаметен на поле.
В конце концов, болельщики ходят на стадион ради любимой команды, ради отдельных игроков-виртуозов, но не для того, чтобы наслаждаться свистом арбитра. Задача последнего очень скромная и очень важная одновременно. И состоит она в том, чтобы не испортить игру неоправданным в нее вмешательством. А так ли редки на нашем ТВ случаи, когда журналист или журналистка буквально слова не дают сказать гостю? Бывают ситуации, когда гость выходит
ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИНТУИЦИЯ
Безусловно, интуиция, тем более профессиональная, является даром, который сродни таланту. Интуиции нельзя научить, да и ни один факультет журналистики за такое обучение не возьмется. Интуиция либо есть, либо ее нет. Этот дар чрезвычайно редко встречается у ведущих в нашем телеэфире. Наверное, и потому, что даже когда он есть, его необходимо постоянно развивать и оттачивать, иначе он деградирует. То есть, проще говоря, в любой профессии нужно постоянно работать над собой. А у нас, чего греха таить, нередко возникают комплексы деревенской «завалинки», когда беседа в прямом эфире воспринимается как обычное времяпрепровождение, а не возможность максимально выложиться самому и до предела раскрыть телезрителям своего собеседника, что является, между прочим, общественным долгом журналиста. В определенных случаях журналист обязан устраивать должностным лицам, политикам, депутатам, представителям элиты в разных сферах и разных уровней самый настоящий допрос и делать это умело, профессионально. Хранить тайны чиновников это не журналистская работа. И если известный общественности собеседник сболтнул лишнее, проговорился, то в условиях демократической страны подобное следует признать творческой удачей телеведущего.
Творческая же интуиция невозможна без хорошего знания предмета, чтобы вопросы к гостю телеканала не производили впечатления дилетантских или очевидно глупых. А это невозможно без некоторой специализации, ибо крайне сложно одинаково квалифицированно рассказывать сегодня о поголовье крупного рогатого скота в стране, завтра о сохранении культурного наследия, а послезавтра о состоянии вооруженных сил. Отсутствие специализации приводит ко множеству нелепостей. Не могу забыть, как в 2008 году в период российско-грузинской войны журналистка
В городе, где в подобных вещах разбираются все от пионера до пенсионера, сюжет спровоцировал довольно злые шутки и весьма непочтительные насмешки. А бодрая журналистка
Часто ведущие просто не чувствуют внутренней драматичности обсуждаемой темы, ее собственной логики. Например, если гость студии дает действительно эксклюзивную информацию, если сообщает нечто важное и существенное, то его не следует прерывать заранее заготовленными вопросами и любой ценой вставлять свои «пять копеек». Надо дать гостю выговориться. Да и случаются настолько интересные, яркие личности, что не нуждаются в наводящих вопросах и самое лучшее, что может сделать журналист это не мешать. Но если гость сознательно и злонамеренно лжет, дезинформирует телезрителей, бесстыдным образом пиарится, предаваясь циничной демагогии или просто «льет воду», то журналист обязан в интересах аудитории его остановить.
Увы, среди телеведущих не так уж мало людей не слишком образованных, которые, к тому же, не хотят учиться. И это всегда дает о себе знать. Отдельный вопрос заангажированность. В деятельности отдельных телеметров, даже таких в силу некоторых обстоятельств независимых, как Савик Шустер и Евгений Киселев, можно ощутить ориентацию или учет интересов на те или иные финансово-промышленные и политические группировки, на отдельных политиков и олигархов. Кстати, возможно, это простое совпадение, но стоило только Андрею Данилевичу в программе «Открытый доступ» на ТРК «Україна» заикнуться о возможности раскола в окружении Виктора Януковича, как программа
ПУТЬ НАИМЕНЬШЕГО СОПРОТИВЛЕНИЯ
Даже самые маститые телеведущие нередко идут по пути наименьшего сопротивления, организовывая ток-шоу по примитивно-беспроигрышной схеме: в студию приглашаются два-три штатных скандалиста, три-четыре заангажированных политолога и успех, вернее, рейтинг обеспечен. Странно, что на этих ток-шоу пока не происходят драки, ведь тогда бы вся страна «прилипла» к телевизорам, а потом неделю обсуждала увиденное. Вот уже где рейтинг просто зашкалил бы.
Но разве подобные эфиры это не общенациональная дискуссионная площадка для обсуждения общественных проблем, в которой так остро нуждается страна? А ведь есть о чем поговорить... Украина в долговой яме, кто и как будет отдавать более 100 миллиардов долларов? Реформы надо проводить, но за чей счет? Снова за счет самых социально уязвимых, а не жирующих олигархов? А в результате богатые станут еще богаче, а бедные еще беднее?
А какие интересные события происходят в столице... Новоназначенный местоблюститель мэра Киева дает понять, что финансовое и социально-экономическое, инфраструктурное положение главного города страны более чем сложное, но никто
И это притом, что нынешние проблемы Киева и киевлян в немалой степени связаны с пятилетней напряженной работой вышеназванной «молодой команды». Или те, кто пять лет командовал столицей, никакого отношения к ее проблемам и бедам не имеют? Если командовать так это они, а если отвечать, так, значит, другие? И почему столь ангельское отношение и к мэру-"туристу«, и к его «олесикам» демонстрирует такая грозная Партия регионов? Когда не хочется обсуждать реальные вопросы, очень к месту всевозможные эпатажи, как, к примеру, удары публично по зубам, разрывание на себе рубашки, телевизионные громкие склоки в стиле плодотворного диспута между бабой Параской и бабой Палажкой. И возникает впечатление, что отечественных телеметров подобная ситуация вполне устраивает...
Телеведущих высокого уровня необходимо старательно и кропотливо выращивать, это ведь некая коммуникационная составляющая в работе телеканала. Есть ведущие, которые пользуются особенным доверием аудитории, а завоевать его очень непросто. Поэтому удивляет чрезвычайно расточительное отношение менеджмента телеканалов к этому золотому фонду. Вот, например, Мыкола Вересень: в последнее время он появляется на Первом Национальном,
Иногда спрашиваешь себя, а нужны ли отечественному ТВ в его нынешнем состоянии действительно неординарные, яркие личности? Или менеджменту проще работать с другими, помельче и без творческих претензий? Которые не обладают заметным влиянием на общественное мнение при наличии собственной неуступчивой гражданской позиции?
Ведь людьми, знающими себе цену и дорожащими своими принципами, очень тяжело, если вообще возможно, манипулировать... Куда удобнее иметь дело с взаимозаменяемыми винтиками, посредственностями, проводящими «генеральную линию». Правда, делать с ними высококачественное телевидение
Игорь ЛОСЕВ
Источник: ДЕНЬ - Киев