В этом году у «Евровидения» самый низкий рейтинг за последние десять лет. Хотя традиционно это одна из самых популярных телевизионных трансляций. Каким бы ни был состав участников, кто бы ни представлял Россию на европейском песенном конкурсе, у него всегда максимальные показатели, всегда рекордная зрительская активность. И не только у нас, но и во всех странах, где показывают «Евровидение». Можно было и не сомневаться, что ежегодно проходящий в мае конкурс европейской песни со своими цифрами доли и рейтинга непременно займет первые строчки по итогам всего телевизионного сезона. И так было всегда. «Евровидение» наряду со статусными спортивными трансляциями (хоккей, футбол, Олимпиада), Парадом Победы, новогодним поздравлением президента входило в пятерку трансляций, собиравших доли аудитории выше 50%, а то 60%. Таких трансляций за всю историю телевидения, чьи показатели превысили рубеж в 60%, было всего семь. Две из них как раз финалы «Евровидения». По меркам любого телевизионного эфира это просто грандиозная цифра, характеризующая интерес публики к тому, что предлагает ей телевизионный экран.
Причем телевизионные рейтинги «Евровидения» никогда не имели прямой связи с тем, кто представлял страну на конкурсе и какие у него шансы на победу. К примеру, в 2005 году от России выступала Наталья Подольская, заняла она на конкурсе
А вот показатели 2009 года теперь уже навсегда вошли в телевизионную историю: 64,2% телевизионной аудитории смотрело конкурс только в Москве. Рейтинг трансляции составил 17,6% у экранов был почти каждый пятый житель столицы. По стране в целом конкурс собрал 53,8% с рейтингом 12,4%. И кто помнит, что на том «Евровидении» от России участвовала Анастасия Приходько? И где она сейчас? Ни она сама, ни ее
Петр Налич в прошлом году тоже занял
В этом году
Не знаю почему, но я впервые за все годы не смотрела финал «Евровидения» по телевизору. Лишь номер Алексея Воробьева, а потом уже в интернете победителей, дуэт из Азербайджана. Но рейтинги трансляции в общем подтвердили мои личные ощущения: таких низких у «Евровидения» цифр не было с 2001 года. Тогда Россию представляла группа «Мумий Тролль». Она заняла
14 мая в Москве «Евровидение» на «Первом канале» смотрело 35,5% с рейтингом 8%, в других городах 33%, а рейтинг всего 5,4%. С такими показателями «Евровидение» впервые не попало даже в пятерку самых популярных проектов недели по стране. Не только среди всех программ, фильмов и сериалов, но даже внутри канала. Такого еще не было ни разу. Конечно, не то чтобы зрители совсем не заметили в эфире европейский конкурс. Разумеется, нет. В Москве трансляция, как и прежде, лидер недели по количеству зрителей. К ее началу аудитория выросла почти три раза. Но все равно на фоне прошлых лет «Евровидение» у наших зрителей не вызвало такого ажиотажа, как прежде.
Причем традиционный спад интереса публики к телеэкрану, происшедший за последние годы, тут не играет особой роли. Собрал же в этом году Парад Победы у телеэкранов более 60% зрителей, установив рекорд за последние шесть лет и увеличив свой же собственный рекорд по сравнению с юбилейными парадами в 2005 и 2010 годах. Так что дело в конкретном конкурсе «Евровидения-2011». Не факт, что на следующий год, когда России труднее обычного придется пробиваться в финал, у наших зрителей снова появится активное желание смотреть субботним майским вечером в таком огромном количестве «Евровидение».
А самыми рьяными поклонниками конкурса (и в этом году это особенно понятно: чем-чем, а внешностью и фактурой Алексей Воробьев выгодно отличался от многих участников) стали молодые женщины от 18 до 30 лет. Их среди зрителей «Евровидения» на «Первом канале» было больше других: в Москве почти 43%, по стране в целом 48,5%. Конкурс действительно интересует больше молодую аудиторию. Но все равно и среди тех, кому от 6 до 54 лет и от 18 до 45, рейтинги «Евровидения» ниже, чем в прежние годы.
И еще о зрительской реакции на телеэфир, когда наши участвуют в борьбе за звание лучших в мире. Пример чемпионат мира по хоккею, который закончился в это воскресенье. Это тоже одна из самых рейтинговых трансляций в мае за последние годы. И тоже тут доли всегда высокие.
Разумеется, игру наших с канадцами смотрели очень многие. Правда, не с самого начала. Но чем ближе конец игры, тем больше зрителей собиралось у экранов телевизоров. Если первую половину матча Россия-Канада смотрело 21% телеаудитории столицы, то к концу, когда наши стали выигрывать, показатели перешагнули рубеж в 30%. Итоговый показатель в Москве составил 30,1% телеаудитории с рейтингом 8%, в других городах страны доля была еще выше 33,5%. Конечно, основная часть зрителей хоккея это мужчины. Игра наших с канадцами на «Первом канале» привлекла около 50% зрителей мужчин в возрасте от 25 до 54 лет. Но и среди них динамика телесмотрения росла в зависимости от хоккейного счета с 36% она к концу подскочила к 52% аудитории.
На этом фоне интерес к полуфиналу, где встречались сборные России и Финляндии, разумеется, тоже не мог быть проходным. Но так уже не первый раз бывает, что наши в игре с канадцами либо проигрывают, либо выкладываются так, что на следующие игры сил уже едва хватает. Может быть, и поэтому в начале игры количество зрителей на канале «Россия 1» было не таким большим. Ради этого матча, кстати, на ВГТРК в срочном порядке перенесли игру с «России 2» на «Россию 1», чтобы увеличить количество аудитории. И хотя вроде бы еще ничто не предвещало проигрыша, в Москве на первых минутах матча Россия-Финляндия доля аудитория составила
Понятно, что отыграть три шайбы нашим в конце игры было просто нереально, но российские зрители все равно прильнули к телеэкранам. Все-таки вера в русское «авось» иногда непостижимым с точки зрения здравой логики образом находит отражение в рейтингах. В среднем полуфинал с финнами, конечно, смотрели меньше, чем игру наших с канадцами. Но зато до последних минут зрители, похоже,
А вот хоккей ради хоккея, пусть и на чемпионате мира, нашу публику не интересует. Финал Швеция-Финляндия на «Первом канале» зрители почти не смотрели. Какое им дело до их игры, пусть даже и красивой. И зрители, как москвичи, так и те, кто живет в других городах страны, были единодушны в своем равнодушии к хоккейному финалу. Всего 9% аудитории смотрели на «Первом канале» борьбу шведов и финнов за золото. А попади наши в финал рейтинги бы обвалились. Телевизор, когда на кону победа России, обычно смотрят даже те, кто про него напрочь забывает в мирное время.
Арина Бородина
Источник: КоммерсантЪ