Эксперты Ассоциации коммуникационных агентств России подвели итоги развития рекламного рынка за 2011 год. Самые низкие показатели прироста в этой сфере у печатных СМИ. Таким образом, целый ряд изданий оказывается убыточным, но продолжает существовать.
В марте прошлого года русскоязычная газета «Московские новости» стала выходить в новом формате. Прежде, ее владелец израильский бизнесмен Александр Гайдамак прекратил выпуск газеты, объяснив, что бизнес убыточен. Возродился бренд под крылом агентства РИА «Новости». Зачем поддерживать неприбыльное дело, рассказывает Евгений Козловский, колумнист агентства:
«Думаю, что это имиджевое поддержание некоторых традиций. Кроме того, есть целый слой социума, который серьезнее относится к бумаге, чем к Интернету, как есть слой социума, который покупает дорогие виниловые пластинки. И чтобы их тоже не терять, тоже немножко оставляют».
Имидж еще не всё. Закон бизнеса суров: хочешь получать прибыль сокращай издержки. Для нерентабельных изданий логичным было бы «уйти» в Интернет: не нужно тратиться на бумагу, печать или распространение. Но многие отечественные неприбыльные СМИ по этому пути не идут. Главный редактор «Огонька» Виктор Лошак объясняет, почему его журнал не становится полностью электронным:
«Для Огонька это очень болезненно возможный уход из бумажной версии, в силу истории Огонька. Это некая культурная ценность, которая передается из поколения в поколение. Культурный код, который понятен вашим родителям и бабушкам и дедушкам. Для Вокруг света это тоже болезненно».
Кстати, «Огонек» не раз испытывал серьезные финансовые трудности.
«Этой рекламы еще недостаточно, чтобы сделать издание прибыльным. Хотя, я думаю, этот момент недалек. Мы уже достаточно близки к тому моменту, когда можем сказать, что Огонек вышел на самоокупаемость. Это не произойдет
«Нерентабельные печатные СМИ продолжают существование по нескольким причинам, перечисляет заведующий кафедрой Новых медиа и теории коммуникации МГУ Иван Засурский.
«Другие причины, такие, как политическое влияние, я уверен, что сейчас люди издают по этим причинам! Вот
А в других случаях, добавляет журналист Михаил Леонтьев, подключаются иные мотивации:
«Есть просто издания, которые существуют для ублажения самолюбия как их владельцев, так их издателей».
Писатель Михаил Веллер уверен: все идет к тому, что печатные СМИ станут «принадлежностью» определенного социума:
«Разумеется, будущее за электронными носителями, но бумажная книга все равно останется для ценителей. Большинство будет потреблять товары для большинства, меньшинство наслаждаться хорошо оформленным предметом, каковым является книга и журнал».
Иван Засурский относится к «интернетизации» печатных СМИ со скептицизмом. Выход «в Сеть» потянут не все:
«В Интернете тоже есть свои законы, свои лидеры. И в Интернете конкуренция еще выше. Потому что в печати у вас конкуренция очень ограничена людьми, которые смогли создать свои издания».
К тому же, западный опыт показывает, что развитие технологий не влечет за собой «умирание» всех печатных СМИ. В Японии успешно издаются газеты с тиражами
«То, что написано на бумаге черным по белому, это, как они говорят, территория доверия. То, что уже невозможно исправить. Огромная ответственность редактора и журналистов за то содержание, которое они печатают в своих газетах. Там, кстати, нет желтых газет».
В России все же иначе. И для привлечения массового читателя газеты охотно используют «желтые» материалы. Еще один путь раздавать номера бесплатно. Его избрали в медиахолдинге «Дождь» для журнала «Большой город». Впрочем, эксперт Иван Засурский так видит ситуацию:
«Для того же холдинга Синдеевой, важно быть таким политизированным холдингом, потому что это самый простой способ набрать аудиторию. И Большой город временами дрейфует в сторону такого активистского издания, становится очень политизированным. Какие еще у нее способы выделиться на таком сильном рынке?».
Таким образом, для убыточных СМИ сейчас применимы несколько сценариев: уйти в Интернет, сократив издержки. Попытаться выстоять на рынке, приторговывая возможностью влияния на читателя. Или примкнуть к модной теме политического противостояния. Очевидно, что одна реклама спасти ситуацию не может: согласно исследованиям Ассоциации Коммуникационных Агентств России, самые низкие показатели прироста рекламы за прошлый год как раз у печатных СМИ.
Виктория Пыркова
Источник: Планета СМИ