Про «смерть бумаги» говорят много и подробно, но главным образом в настоящем продолженном времени: «бумага» еще не «умерла», но неуклонно «умирает». Срок, когда время сменится на прошедшее,
«State of the Media» («Ситуация в СМИ») это аналитический доклад, который каждый год публикует Project for Excellence in Journalism (PEJ) подразделение Pew Research Center, очень авторитетной американской исследовательской организации. Доклад за 2010 год, представленный 14 марта 2011 года, восьмой по счету. PEJ исследует только американский медиарынок, но ключевые тренды, которые обнаруживаются там, представляют интерес и для всего остального мира, поскольку характерны (часто с некоторым запозданием) и для других медиацивилизаций.
Тренд первый: аудитория «перетекает» в интернет. В 2011 году это, разумеется, никакая не новость. Но в 2010 году пройдена, что называется, важная психологическая отметка: читаемость онлайн-новостей впервые превысила читаемость газет (как бумажных, так и их сайтов). Согласно исследованию PEJ, 46 процентов американцев регулярно (как минимум трижды в неделю) читают новости в интернете, а читателями газет являются лишь 40 процентов опрошенных. Тиражи американских ежедневных газет упали в среднем на 5 процентов, воскресных на 4,5 процента, рекламные доходы на 6,4 процента (а всего на 46 процентов за четыре года).
Но дело тут не только в «смерти бумаги». Аудиторию теряют все СМИ, кроме сетевых. Телесмотрение в США упало в среднем на 13,7 процента (у канала круглосуточных новостей CNN на 37 процентов), телесмотрение в прайм-тайм на 16 процентов. Местные телестудии чувствуют себя чуть лучше (рост доходов на 17 процентов),
Тренд второй: реклама в интернете делается более выгодной, чем в «бумаге». Опять же, ничего нового: деньги следуют за аудиторией. И опять же, психологическая отметка: на рекламу в интернете в 2010 году в США впервые было потрачено больше, чем на «бумажную» 25,8 миллиарда долларов против 22,8.
Тренд третий: мобильный интернет приобретает все большее значение. 47 процентов американцев уже получают новости при помощи мобильных устройств. 7 процентов американцев уже обзавелись планшетными компьютерами (этот показатель удвоился всего за четыре месяца). Кстати, в феврале 2011 года вездесущая News Corp. Руперта Мердока запустила первое издание специально для iPad. Оно называется The Daily и, по большинству прогнозов, вряд ли совершит революцию в журналистике. Но как дополнительный симптом «мобилизации» вполне показательно.
Тренд четвертый: в «цифровом мире» журналистские организации теряют контроль над собственной судьбой. Значительную (и все возрастающую) долю трафика онлайн-СМИ получают от поисковиков, новостных агрегаторов и социальных сетей. Соответственно, и основная доля рекламных доходов достается подобным сервисам, а не производителям контента. Кроме того, СМИ вынуждены пристально следить за новинками на рынке гаджетов и приспосабливать свои новости под их формат.
Все это, повторимся, имеет непосредственное отношение лишь к США с их чрезвычайно многообразной медиакультурой и высокой интернетизацией. В Западной Европе, например, закат «бумаги» пока выглядит не таким стремительным: там и аудитория, и деньги перетекают не так быстро. А, скажем, в Латинской Америке с ее огромным населением, вполне устойчивым экономическим развитием и явно недостаточной интернетизацией, в последние пять лет печатные СМИ и вовсе растут. И все же в среднем по планете американские тренды в сфере масс-медиа имеют наибольшее значение, и чтобы представить себе мир будущего смотреть стоит прежде всего в эту сторону.
Артем Ефимов
Источник: Lenta.ru