“Ситуация стабильно тяжелая”, - так характеризует положение СМИ и журналистов Тамара Калеева, президент Международного фонда защиты свободы слова “Адил соз”. На пресс-конференции в Алматы затронули три источника неприятностей для масс-медиа и их работников: судебные преследования со стороны сильных мира сего за поруганную честь, физическое давление и законодательные инициативы запретительного характера.
Из 300 млн. тенге по иску от “народного избранника” Ромина Мадинова за оскорбление чести и достоинства судья Медеуского райсуда Руслан Сулейманов удовлетворил 3 млн. Собственник газеты “Тасжарган” и журналист Алмас Кушербаев должны председателю аграрного комитета Мажилиса по 1,5 млн. тенге каждый.
Алмат Азади, журналист издания, озвучил позицию “Тасжаргана”: “При справедливом рассмотрении не должно было быть ни штрафа, ни опровержения”. Пострадавшие от действий латифундиста будут подавать апелляцию в городской суд.
Хоть в Медеуском суде за один день прошли и слушание, и прения, и было вынесено решение по нравственным страданиям истца, Алмас Кушербаев заявил: “Я верю в казахстанское законодательство и намерен идти до конца”.
Ганна Красильникова, юрист “Адил соз”, рассказала о том, что текстовую экспертизу, проведенную специалистами-филологами, где претензии г-на Мадинова признаны несостоятельными, суд к делу приобщил, но рассматривать не стал. “Логику действий судьи я объяснить не могу”, - подчеркнула она.
“Как только депутат или государственное учреждение – так взыскиваются астрономические суммы за моральный вред”, - обратила внимание Тамара Калеева. Даже если в суде сумма уменьшается, как в случае и с иском Ромина Мадинова, то все равно цифры получаются разорительные.
По словам Алмата Азади, всего за прошлый год “Тасжарган” получил судебных исков на общую сумму 392000000 тенге.
Среди спикеров пресс-конференции был заявлен Артем Миусов, журналист “Тасжаргана”. Однако по состоянию здоровья он еще не может покидать квартиру. Под Новый год г-н Миусов рядом с домом получил от неизвестных лиц три проникающих удара ножом, в результате чего были задеты печень и легкое. Потом медики провели три операции. Через две недели после инцидента возбуждено уголовное дело по статье “хулиганство”, но не “разбойное нападение” или “покушение на убийство”.
В воскресенье вечером у своего подъезда был жестоко избит корреспондент радио “Азаттык” Ермек Болтай. Как и в случае с Артемом Миусовым, злоумышленники не тронули деньги и ценные вещи.
Что касается изменений в закон “О СМИ”, которые прошли через парламент, то г-жа Калеева дала следующий комментарий: “Как ни добивались, чтобы депутаты Мажилиса и Сената внесли в законопроект серьезные нормы, ничего у нас не получилось”. Зато “депутаты с воодушевлением воспринимают любые предложения, направленные на зажим СМИ”.
Теперь масс-медиа ждет новая пакость. АИС (Агентство по информатизации и связи) разработало законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей”. Чтобы “защитить конституционные права граждан, обеспечить национальную безопасность, сохранить культурные традиции”, разработчики предлагают, по сути, жесточайшую цензуру. Авторы законопроекта вновь ставят вопрос о досудебной приостановке издания СМИ. Таким правом предлагается наделить генерального прокурора.
“Наверное, надоело заявлять, что блокировок не совершают, теперь решили делать их на законных основаниях”, - предположила Тамара Калеева. “Власть понимает, что есть опасность от Интернета”, - заметил Сейтказы Матаев, председатель правления Союза журналистов. Если проект станет законом, то блокировка зарубежных веб-ресурсов будет проходить в особом порядке, то есть без присутствия ответчика.
Один из “шедевров” законопроекта: “Не допускается использование средства массовой информации в целях совершения административных правонарушений либо уголовных деяний”. Этот замечательный принцип можно распространить на все сферы жизни. Типа “не допускается использование компьютеров в целях совершения административных правонарушений либо уголовно наказуемых деяний”; “не допускается использование кухонной утвари (ножи, скалки, сковородки) для причинения вреда жизни и здоровья граждан”…
Тимур Шаов
Источник: Zona.kz