«Если журналистика сводится к копирайтингу из Интернета без проверки достоверности, без собственного творчества, то она перестает быть журналистикой», - сказал в своем выступлении Андрей Рихтер, директор Института проблем информационного права (Москва), профессор, доктор филологических наук (факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова) на XI Центрально-Азиатской конференции СМИ, которая проходит в Бишкеке.
Напомним, что 15-16 октября в Бишкеке проходит XI Центрально-Азиатская конференция СМИ «Журналистское образование – повышение качества образования и новые технологии». Конференция организована Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ совместно с Центром ОБСЕ в Бишкеке.
Участниками конференции являются: посол Эндрю Тесорьер, глава Центра ОБСЕ в Бишкеке; Руслан Казакбаев, первый заместитель МИД КР; Миклош Харасти, Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ; Андрей Рихтер, директор Института проблем информационного права (Москва), профессор, доктор филологических наук (факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова); Давид Х. Моулд, декан отделения исследований Магистратуры и Докторантуры Школы Коммуникаций Скрипса, Профессор Медиа Искусств и Исследований, Университет Огайо, США; Манана Асламазян, Исполнительный директор «Интерньюс-Европа», Париж; Дайнюс Радзявичюс, Председатель Союза Журналистов Литвы, а также другие медиаэксперты.
В начале своего доклада на тему: «Курс права СМИ, как ключевой элемент университетского журналистского образования» Андрей Рихтер привел пример Казахстана, где власти посчитали, что развитие современных компьютеризированных средств связи вместе с их интерактивностью позволяют приравнять Интернет-ресурсы к СМИ. По словам Рихтера, речь идет о том, что к блогу, чату, сайту будут применяться требования и ограничения, установленные законодательством Казахстана о СМИ.
«Все обратили внимание, что это будет ограничивать свободу слова в Интернет, однако не все заметили, что эти изменения затронут традиционные СМИ. Если казахстанскую журналистику приравняют к блогерству, чату, то это повлечет за собой снижение профессионализма, размывание стандартов работы, полный отказ от саморегулирования и снижение ответственности и роли традиционных СМИ в обществе», - сказал Андрей Рихтер.
Объясняя вышесказанное, Рихтер отметил, что распространение прав журналиста на всех, кто пишет, фотографирует, снимает для Интернета, размещает там свои и чужие материалы, на практике невозможно. По словам эксперта, все этим лицам невозможно предоставить гарантированные законом о СМИ права присутствовать в районах стихийных бедствий, митингах, посещать госорганы, аккредитоваться и так далее.
«Однако введение фильтрации так называемых “новых журналистов” приведет к произволу и сужению прав традиционных журналистов. Сегодня журналисты работают в профессиональном коллективе, со своими традициями и правилами, они объединены пониманием смысла своей профессии, роли журналистики в обществе, социальной ответственности, многие их них знакомы с нормами профессиональной этики, примерно половина получила высшее образование в сфере журналистики. Если всех авторов в Интернете приравнять к журналистам, мы получим то же самое, как если разбавим каплю чернил в стакане воды. Все, что касается профессии, будет размыто сотнями тысяч людей, которые порой понятия не имеют о журналистике. В итоге сегодняшняя журналистика завтра покажется недостижимым идеалом», - сказал Рихтер.
С другой стороны, по словам эксперта, журналистика считается открытой профессией и для того, чтобы ей заниматься не требуется предъявлять диплом о высшем журналистском образовании. Именно этим журналистика отличается от закрытых профессий, таких как профессия врача, адвоката, бухгалтера и других. Но это, как отметил профессор, не означает, что журналистика, как профессия, не требует особых знаний или компетенции.
Рассказывая о ситуации в России, Рихтер отметил, что сейчас там работает около 150 тысяч журналистов. Причем, половина из них имеет специальное образование по журналистике.
«Общепризнанно, что недостаток профессионально обученных кадров ведет как к проблемам в самой профессии, так и к проблемам в отрасли СМИ», - подчеркнул директор ИПИП.
Среди основных проблем, на которые в 2007 году обратило внимание Государственное федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям РФ, Рихтер назвал: темы и содержание значительного числа СМИ; широкое распространение заказных материалов; поверхностная журналистика, опирающаяся на Интернет-ресурсы и не обременяющая себя ответственностью за достоверность фактов; нарушение чистоты родного языка; нарушение содержания в материалах законодательства о СМИ в вопросах регулирования рекламы, вопросов разжигания расовой и религиозной нетерпимости, пропаганда насилия и вражды.
«В большинстве случаев эти проблемы связаны с недостатком квалифицированных кадров. Нехватка знаний зачастую приводит к тому, что сотрудники редакций не берутся за те темы, которые требуют основательной образованности и так далее», - отметил Андрей Рихтер.
«Также мы сталкиваемся с угрозой для профессии, которую несут Интернет-ресурсы. Если журналистика сводится к копирайтингу из Интернета без проверки достоверности, без собственного творчества, то она перестает быть журналистикой. Как только такие приемы станут возобладать в СМИ, то можно будет забыть об этой профессии», - отметил эксперт.
Рихтер добавил, что подобные процессы имеют последствия в изменении отношения общества к журналистам. Так, общество не будет защищать журналистов, помогать СМИ, прислушиваться к голосу журналистов и реагировать на поднимаемые ими общественно-важные проблемы.
Эксперт также отметил, что опрос, который проводился в региональных изданиях России в 2007 году, показал, что дефицит профессионально обученных журналистских кадров испытывает 31 процент районных газет, 55 процентов региональных газет, 42 процента городских газет.
«Мы знаем, что диплом о журналистском образовании не является панацеей, многое зависит и от качества образования. В МГУ, где я работаю, осознают необходимость развития и совершенствования образования журналистов. Мы выиграли конкурс на право разработки программы университетского образования для вузов всей страны, он называется “Новый образовательный стандарт по журналистике”», - сказал Рихтер.
Рихтер акцентировал внимание на принципах, которые закладывались в новую систему журналистского образования. Это практичность и технологичность подготовки, сочетание подготовки обязательных компонентов с факультативными для оперативного учета изменений в профессии, сочетание универсальной профессиональной подготовки со специальной профильной, учет творческой особенности характера труда журналиста, диагностика степени усвоения знаний студентами, системность и фундаментальность.
«На мой взгляд, сейчас проблема заключается в понимании сути журналистского образования. Одни говорят, что суть образования - в обучении навыкам и приемам ремесла, другие – в обучении, максимально приближенном к работе, они же считают, что в вузах должны готовить теоретиков массовых коммуникаций или медиакритиков. Третьи отвергают классическое обучение в пользу новых методов Интернет-обучения, за которым, как они считают, будущее. Четвертые полагают, что в рыночных условиях студент-журналист должен осваивать теорию и практику менеджмента и рекламы».
«Такая фрагментация журналистского образования основана на фрагментации понимания сути профессии журналиста в обществе. В российском обществе и в обществе стран центрально-азиатского региона нет консенсуса в отношении понимания того, что такое журналистика. Это одна из вещей, где консенсус необходим для того, чтобы общество не было больным», - заключил Андрей Рихтер.
Источник: Бишкекский Пресс Клуб