Согласование текста интервью задача не из легких. Особенно если за проверку интервью берется не собеседник, а его пиар-служба, задача которой абсолютно противоречит журналистской. А именно и ту небольшую толику правды, которая может подпортить
На прошлой неделе по заданию редакции я отправилась на пресс-конференцию одного крупного оператора наружной рекламы, чтобы узнать мнение самих руководителей бизнеса о предмете гордости московского мэра очистке города от «засилья рекламы». На самой конференции об этом говорилось вскользь, поэтому по ее окончании я попросила одного из докладчиков директора компании по продажам рекламы в Москве дать мне небольшое интервью. Неожиданно он согласился.
Спонтанное интервью сама по себе вещь сейчас редкая. Но от этого тем более ценная как раз заранее согласованных вопросов и обтекаемых, отрепетированных ответов, в которых все конфликтные места обходятся стороной, мне в этой истории хотелось избежать.
Конечно, догадаться, чем рекламщиков не устраивает непредсказуемая и порой своенравная позиция московского правительства, можно было и так. Но одно дело строить догадки, другое услышать мнение человека, который смотрит на проблему изнутри и может сказать, что повсеместный демонтаж рекламы это во многом популистские меры правительства перед выборами; что обещанные компенсации за снятые перетяжки по сути не покрыли расходы рекламных операторов; что 60 процентов всей рекламы в городе размещено нелегально
После расшифровки я отправила интервью собеседнику на согласование. Как правило, это означает, что человек проверяет, не искажены ли его слова журналистом, а при большом желании может еще и сгладить
Согласившись взглянуть на правку, которую предлагали пиарщики, я получила отредактированный вариант только на следующий день. От моего интервью в нем остались лишь мои же вопросы, а текст сократился примерно втрое: исчезли все острые места и даже самые безобидные фразы были заменены тяжелыми казенными формулировками. Иными словами, мне прислали шаблонный пресс-релиз.
Публиковать такой текст можно разве что в качестве пособия для начинающих сотрудников пиар-службы, но в данном случае это будет пустой тратой времени. Обычному читателю подробный разбор того, что, как и почему в нем поменяли, тоже не интересен. Поэтому мы решили поступить
***
Как изменения на московском рынке рекламы, а именно запрет определенных рекламных форматов, сказались на вашей компании?
До правки: «Компания N. обладала на абсолютно легальной основе разрешением на размещение перетяжек до середины 2012 года. Правительство же выпустило постановление, мы считаем, что это в большей степени были популистские меры, чтобы сейчас перед выборами заработать дополнительные баллы, и в три дня компания лишилась фактически всего своего основного актива, причем, без каких-либо компенсаций».
После правки: «На сегодняшний день компания работает в обычном режиме, конечно, отслеживая все изменения в отрасли. При этом мы каждый день повторяем, что правильная задача не сжечь рекламный лес, а расчистить его, превратив его в ухоженный парк. <...> Когда это будет сделано, останется только удобрять и стричь газон и гулять, наслаждаясь красотой и гармонией».
А какие идеи ваша компания предложила на конкурсе по разработке концепции размещения наружной рекламы?
До: «[Мы предлагали] концептуально решить, как город будет выглядеть с точки зрения наружной рекламы: какие форматы, где и в каких весовых категориях должны присутствовать. [...] Хотелось бы, чтобы и мы, и клиенты не жили от постановления к постановлению, как на вулкане, а была бы перспектива,
После: «Наши предложения включают в себя очень подробный план зонирования территорий и введения по ним различных режимов регулирования допустимый модельный типоразмер конструкций и другие архитектурные ограничения к носителям».
А как вы все-таки относитесь к политике правительства в области рекламы? Сергей Собянин, например, считает, что борьба с рекламой это его главное достижение за этот год.
До: «Давать оценку сейчас, наверное, немного рано, потому что понятно, что есть
После: «Действительно, за несколько месяцев правительству Собянина удалось начать работу, которая не делалась годами, и мы крайне рады этому обстоятельству».
С учетом произошедших изменений на московском рекламном рынке,
До: «Стратегия была такова, что мы, с одной стороны, шли от наших возможностей, а с другой, от потребностей клиентов».
После: «Мы с нетерпением ждем решений городского правительства по представленной концепции. На их основе мы и определим свою стратегию».
***
Было бы странным утверждать, будто мы хотели опубликовать материал, который бы поссорил рекламщиков с московским правительством. Да и нельзя сказать, что оригинальное интервью представляло собой
И тут бессмысленно объяснять, что подменять текст интервью это не только пренебрежение к журналистам, потратившим свое время на то, чтобы его записать, расшифровать и отредактировать; это еще и странное отношение компании к собственному сотруднику, которому не позволяют при всей его высокой должности говорить так, как он думает, и понятные слова которого заменяют велеречивыми панегириками. Но, с другой стороны, нам грех жаловаться привыкли же к речам про модернизацию, можно и про «рекламный лес» потерпеть.
Елизавета Сурганова
Источник: Lenta.ru