Из выступления президента НАТ Э.М.Сагалаева на конференции «Журналистика в 2007 году. СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды»
РАЗВИТИЕ ТЕЛЕИНДУСТРИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Часто пытаясь понять, какие изменения произошли со средствами массовой информации, мы не задумываемся и не отдаем себе отчета в том, что тот отрезок времени, в котором мы живем последние 15 лет и за который произошло много бурных процессов, является всего лишь коротким историческим периодом. Поэтому иногда не надо делать окончательных выводов о сути происходящего и торопиться выносить окончательный приговор. Современные тренды развития могут порой ввести в заблуждение и вызвать преждевременные панические или, наоборот, эйфорические ощущения.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК БИЗНЕС
Для того чтобы понять, куда «движется» наше телевидение и радио сегодня, следует сказать несколько слов о том, что представляет собой телерадиоиндустрия сегодня. Цифры и факты, приводимые аналитическими компаниями на период 2006-2007 гг., говорят о том, что наряду с телекоммуникациями, телеиндустрия - самый развивающийся сегмент рынка – 20 % в год. Этот показатель превышает темпы развития таких отраслей, как нефтяная и металлургическая.
Еще несколько лет назад объем рынка рекламы, равный $ 1 млрд поражал воображение, а сегодня цифра $ 5 млрд (по итогам 2007 г.) вполне реальна. По данному показателю Россия вошла в первую десятку стран мира. Цифры говорят и о том, что радиоиндустрия опережает телевизионную по темпам роста рынка рекламы. По последним оценкам экспертов объем рынка радиорекламы в 2007 г. составил $ 620 млн (15,7 млрд рублей), причем доля столичного рынка составила $ 300 млн, а регионального – $ 320 млн. Таким образом, рост российского рынка радиорекламы в 2007 г. по отношению к 2006 г. составил 35 %. Московский рынок вырос на 30 %, а региональный – на 40 %. Очевидно, что российский рынок рекламы «двигает» телерадиоиндустрию по пути капитализации. Создавая, покупая и продавая медиаактивы, субъекты рынка превращают понятие «капитализация» в важную и значимую характеристику компании. А сама компания фигурирует уже как часть глобального капитала крупных игроков российского медиарынка. Целью владельцев и топ-менеджеров является довести капитализацию медиаактива до определенного уровня и продать. Такой механизм порой не коррелируется в сознании большинства людей с привычным представлением о телевидении и радио, как источнике информации, средстве коммуникации, социально-культурном феномене.
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
«Дерево» телеиндустрии растет и развивается. Какие же плоды на нем произрастают? По данным соцопросов за последние 4 года количество российских семей, имеющих 3 и более телевизоров выросло с 9 до 12 %. Такая же динамика роста в семьях, имеющих 2 и более телевизоров, – с 31 до 34 %. Если в 2000 г. в России было 7,4 % семей, где не было ни одного цветного телевизора, то сегодня их насчитывается всего 1,5 %. До 6 % (против 31,3 % в 2000 г.) снизилось число семей, не имеющих телевизоров с дистанционным управлением. В 2004 г. насчитывалось лишь 10 % семей, имеющих DVD-устройства. На конец 2007 г. их число увеличилось до 44,8 %. Рост аудитории пользователей Интернета достигает 20 % в год, на осень 2007 г. их численность насчитывает 30 млн человек.
Все эти показатели характеризуют важный социальный фактор роста телеиндустрии и изменений в отношении телесмотрения. Однако, по данным аналитического центра «Видео Интернешнл», в 2007 г. телевидение впервые потеряло 2 % аудитории. Значительное снижение времени просмотра телепередач наблюдается в возрастной группе населения России от 11 до 29 лет – до 150 мин в день. В соответствии с конвергенцией СМИ, с бурным развитием спутникового, кабельного, мобильного телевещания возникает такое явление как фрагментация аудитории и, как следствие, рост нишевых, тематических каналов.
О ЦИФРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ
После одобрения в ноябре 2007 г. Правительством РФ «Концепции развития телерадиовещания в РФ до 2015 г.» Россия вступила в первую фазу цифровой революции. На основе принятой Концепции в течение полугода должна быть разработана Федеральная целевая программа (ФЦП), в которой должны быть определены правила и первоочередные мероприятия для перехода на цифру в период 2008-2015 гг. Цифровая революция должна проходить в соответствии с законами и правилами, поэтому телерадиосообществу предстоит внести изменения и дополнения в действующие законы о СМИ, о связи, о лицензировании отдельных видов деятельности, чтобы привести эти правовые документы в соответствие с современными реалиями.
Касаясь морально-нравственного аспекта телевидения, следует отметить, что безусловно, телевидение дает повод, чтобы создавать советы по нравственности, пока даже топ-менеджеры каналов с государственным участием рассматривают телевидение только как бизнес. В функции НАТ не входит наблюдение за нравственностью на каналах, но ассоциация стремится выработать общие принципы работы телерадиожурналиста, принципы социальной ответственности.
Хотелось бы, чтобы детские каналы возникали не по прямому приказу Президента РФ, чтобы побуждения в создании культурных, социально значимых программ исходили из самой индустрии. Конечно, многое зависит от людей, которые руководят телевидением, от того, кто и с каким намерением снимает кино, сериалы, делает новостные передачи. А потому очень важен кадровый вопрос и качество подготовки студентов на факультетах журналистики.
Сегодня в упадке находится региональное телевидение. Но его необходимо сохранить, предоставив место в цифровых пакетах. Однако шанс выжить в новых условиях есть только у тех компаний, которые создают свой контент, так как в перспективе при расцвете цифровых технологий крупные телеканалы уйдут от сетевого партнерства. И поэтому регионалам стоит задуматься над этим уже сегодня.
Источник: НАТ.ру