То, что Леонид Гайдай огромный талант и любимец зрителей, давно не требует никаких доказательств и разъяснений. Но он еще и несомненный герой Нового года. Последние лет десять именно 31 декабря (про остальные дни в году я уже не говорю) два главных канала страны по очереди ставят замечательную гайдаевскую комедию «Иван Васильевич меняет профессию» по пьесе Михаила Булгакова (не менее, кстати говоря, искрометную и смешную) в свои программные сетки. И все время
Понятно, когда «Ивана Васильевича...» смотрят те, кому за 30, и уж тем более те, кому за 50 и больше. Хотя и те и другие знают этот фильм от и до. И все равно смотрят снова и снова. Средняя доля зрительской аудитории этой комедии редко бывает ниже 25%, а то и гораздо выше. Вечером 31 декабря на «Первом канале» «Ивана Васильевича...» смотрело в Москве 26% аудитории и 28% общероссийской аудитории, а уже утром 1 января к ним добавилось соответственно еще 21,2% и 18,7% зрителей. То есть за два праздничных дня с интервалом в несколько часов комедию Леонида Гайдая на одном канале посмотрело 47% телевизионной аудитории страны! Прибавьте к этому 43% зрителей, которые также в течение двух дней 31 декабря и 1 января смотрели на канале «Россия 1» еще одну комедию Гайдая, «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Этот фильм тоже в числе рейтинговых рекордсменов отечественного телеэфира.
И вот совсем неожиданная статистика. Именно в этом году впервые за последние шесть лет фильм «Иван Васильевич меняет профессию» посмотрело рекордное количество телезрителей от 18 до 30 лет! 31 декабря почти 42% зрителей этого возраста по всей стране выбрали эту комедию Гайдая на «Первом канале». Более того, рекордным был и общероссийский рейтинг этого фильма 9,4%. То есть почти каждый десятый россиянин от 18 до 30 лет смотрел в Новый год «Ивана Васильевича...». Если учесть, что зрители этого возраста в принципе не самые активные почитатели телевидения, то рекорд более чем внушительный. Такого высокого рейтинга гайдаевских комедий, рассчитанных вроде бы на старшее поколение, среди молодежной аудитории не было как минимум с 2004 года.
В молодежной аудитории есть еще один занятный рейтинговый рекорд. Знаете, кто больше других слушал президента Медведева в новогоднюю ночь перед боем курантов? Ну или как минимум просто смотрел на его изображение? Молодые москвички в возрасте опять-таки от 18 до 30 лет. Среди смотревших новогоднее поздравление главы государства они составили 49,3% аудитории. Именно столько их было на «Первом канале». Возможно, не зря Дмитрий Анатольевич печется о проблемах материнства и детства, если такое количество молодых женщин (почти каждая пятая москвичка от 18 до 30 лет) смотрело на президента в Новый год по телевизору.
Вообще, 31 декабря продолжает оставаться совершенно уникальным днем для нашего телевидения. Согласно рейтингам люди в этот день, начиная с раннего утра и до глубокой ночи, переходящей в 1 января, не перестают смотреть телевизор в массовом порядке. Общая доля аудитории тех, кто в последний день уходящего года включал телевизор на 20 эфирных телеканалах, составила 93,1% по стране и 89,5% в Москве. Конечно, больше всего смотрят два главных государственных канала «Первый канал» и «Россия 1». И ничто не может переломить эту тенденцию.
По стране 31 декабря выиграл канал «Россия 1». По сравнению с прошлым годом он сумел обойти «Первый канал»: 24,8% зрителей против 23,5% по итогам дня. В Москве «Первый канал» 31 декабря удержал многолетнее лидерство 22,4% зрителей против 19,3% у «России 1». НТВ традиционно замыкает тройку: этот канал по всей стране 31 декабря смотрит около 13% аудитории. Лучший результат в новогодний праздник среди других каналов хуже, чем в будни, доля зрителей
Рекордсмен новогоднего эфира, как всегда, президент с его поздравлением 31 декабря в 23.55. И снова его больше всего предпочитают смотреть на «Первом канале». Правда, общие показатели по сравнению с прошлым годом у Дмитрия Медведева снизились.
Если сравнивать с прошлым годом показатели 31 декабря трех федеральных каналов, то меньше всего изменилась аудитория НТВ. Тут все очень ровно. Будь то пенсионеры, дети или активная аудитория до 54 лет. Почти во всех возрастных аудиториях здесь нет заметных колебаний: НТВ в Новый год смотрит от 10% до 13% зрителей. И всегда третье место. А вот между «Первым каналом» и «Россией 1» в этом году 31 декабря произошел заметный разлом аудитории. «Россия 1» выросла по стране в традиционной, самой массовой аудитории старше 18 лет, где большая часть зрителей все-таки пожилого возраста старше 55 лет. Здесь общероссийские показатели даже чуть увеличились 24,8% зрителей (в прошлом году 24,6%), а на «Первом» эта доля упала, причем ощутимо:
А новогодний огонек, считающийся главным атрибутом телевизионной новогодней ночи, третий год подряд по стране выигрывает «Россия 1». И в этот раз в общем заслуженно, несмотря на то что стилистика этого праздничного мероприятия по части вкуса отдельных исполнителей и их текстов оставляет желать лучшего. Впрочем, ближе к концу в «Новогоднем Голубом огоньке на Шаболовке» даже можно было расслушать и несколько неплохих песен и рассмотреть нарядные платья. Если бы еще создатели этого огонька на «России 1» указали в титрах имена и фамилии выступавших исполнителей, было бы совсем неплохо. Видимо, на канале посчитали, что в новогоднюю ночь все равно кто поет, кругом одни и те же лица... А появление Аллы Пугачевой в качестве одной из ведущих огонька на «России 1» тоже сделало свое дело. Пусть и без Максима Галкина, а с другим непременным «атрибутом» этого канала Николаем Басковым певица N 1
«Оливье-шоу» на «Первом» после боя курантов смотрело 24% зрителей с рейтингом 9,2% (в прошлом году эта доля составила 32,4%), а до полуночи зрителей по стране тут было еще меньше чуть более 20%.
Если Алла Пугачева явно поспособствовала росту рейтингов новогоднего огонька на канале «Россия 1», то анимационные Владимир Путин и Дмитрий Медведев с бубном и с гармошкой второй год подряд, судя по всему, играют на повышение рейтингов в «Оливье-шоу». Только если в прошлом году это было действительно свежо и смешно, то в этот раз все смотрелось уже совсем не так. Хотя и тексты, и сама анимация были неплохими. Проблема в другом: в ощущении. На фоне вынесенного 30 декабря, за день до Нового года, совершенно дикого приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву с согласия этого тандема, не мультяшного, конечно, а реального это частушечное пение в новогоднюю ночь вызывало
НТВ с их Максимом Авериным и темой «Глухаря» так и не удалось прорваться через завесу новогодних шоу государственных телеканалов. Успех «Глухаря» это одно, а новогодняя ночь это совсем другое, здесь работают иные законы. И количество появлений артиста Аверина, многократно размноженного на каждый сантиметр эфира НТВ 31 декабря, вовсе не означает, что шоу будет успешным. В итоге до боя курантов «Новый год в деревне Глухарево» собрал 16,4% общероссийской аудитории, после полуночи уже 12,7%.
С 1 по 8 января количество зрителей у телеэкранов заметно поредело. Возвращаться они стали лишь 9 и 10 января. Среди сетевых каналов в этом году установил рекорд канал ТНТ. Впервые за последние три года он превзошел сам себя, почти вдвое увеличив свою долю в новогодние каникулы до 11,2%. А те, кому от 18 до 30 лет, с 1 по 10 января почти на равных смотрели по стране ТНТ с «Первым каналом». Общероссийская доля ТНТ за этот период у молодежи составила 16,1%, у «Первого» 16%, на третьем месте СТС с долей 12,7%.
И еще один рекорд, без которого уже несколько десятилетий не обходится ни одно 31 декабря. Самый новогодний фильм страны «Ирония судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова за два новогодних дня, как и комедии Леонида Гайдая, посмотрело на «Первом канале» 46,8% зрителей страны. И хотя именно 31 декабря мюзикл «Морозко» (доля 26,2%) на канале «Россия 1» смотрели активнее «Иронии судьбы...» (23%), а в Москве почти на равных с ней шли новогодние серии «Глухаря» на НТВ (доля 20,4%), рязановская комедия еще долго будет самым непобедимым фильмом для многих поколений зрителей. Кто уже года через два будет смотреть этого «Морозко»? Вот «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова по итогам 2010 года стал рейтинговым лидером по стране с долей 36%. И что?! Спустя всего год 1 января его смотрело на «Первом» уже лишь 22,8% аудитории, а в Москве и вовсе 17,6%. Все, конечно, может измениться. Но все-таки есть новогодние телевизионные рецепты, проверенные десятилетиями. К сожалению, сейчас мало кому их удается воплотить на телеэкране в новогоднюю ночь.
Арина Бородина
Источник: КоммерсантЪ