Internews Kazakhstan

Почему журналистское образование не всегда является подспорьем

Cоздан:   чт, 17/11/2011 - 09:40
Категория:
Тэги:

Нужно ли журналистам высшее профильное образование или достаточно классического гуманитарного, подкрепленного опытом работы?

Ольга Модина, начальник отдела персонала медиахолдинга "Эксперт" продолжает делиться своими наблюдениями на сайте Media-day.ru.

Когда я стала рассуждать на тему высшего профильного образования для журналистов, мне захотелось взглянуть на этот вопрос несколько шире. Как исторически обстояли дела с высшим образованием в Советском Союзе, а далее и в России.

После революции советская власть уделяла большое внимание высшему образованию. Небывалыми темпами росло количество вузов (так, в 30-е годы их количество увеличилось почти в пять раз!). Но качество обучения в институтах-университетах не всегда было достаточно высоким. Это касалось главным образом гуманитарных специальностей (ведь первыми от репрессий страдали философы, историки, филологи, экономисты). "Физики" в Советском Союзе определенно ценились больше "лириков". Это привело к тому, что, скажем, с 1949 по 1979 годы количество выпускников вузов с дипломом инженера увеличилось с 22 до 49% общего выпуска. Практически половина жителей страны получила диплом инженера.

Далее, в "застойные" годы, количество вузов победило качество: уровень преподавания, окончательно растерявшего потенциал начала века, существенно снизился. В интеллигентных семьях еще верили в необходимость учиться, но большинство осознало: диплом необязательно должен быть подтвержден знаниями, и уж тем более не помогает добиться успеха. Однако перестройка ознаменовалась небывалым расцветом высшего образования. Связано это скорее всего с тем, что диплом о высшем образовании обещал хотя бы небольшой шанс на получение более высокооплачиваемой работы. Да и коммерциализация вузов привела к тому, что в них прибавилось студентов, поступивших отнюдь не по результатам экзаменов.

Кроме того, система высшего образования всегда страдала от повальной моды на те или иные специальности: если развал Советского Союза оставил без средств к существованию сотни тысяч инженеров, то к началу нового тысячелетия практически не нужны стали юристы и журналисты.

Я постаралась обозначить общие тенденции в образовании. Да, высшее образование необходимо. Потому что даже при том уровне преподавания, который сейчас существует, высшая школа учит главному - учиться. Кроме того, это и определенная среда, в которой общаются студенты, возможность участвовать в различных проектах.

В "Эксперте" порядка 10% пишущих сотрудников имеют журналистское образование. Но каждый из них специализируется на определенной тематике в нашем журнале. Остальные - это экономисты, инженеры, математики, физики, географы, учителя. Как видите, даже не все из них имеют гуманитарное образование, у многих оно техническое. Но у всех есть основные компетенции, необходимые журналисту - активная жизненная позиция, интерес к своему делу.

В статье, вышедшей на прошлой неделе в журнале "Русский репортер" - "Журналист не меняет профессию". (РР No.44, 10-17.11), речь шла о Татьяне Седых, журналисте из небольшого портового поселка Ванино. О том, как работа одного Журналиста (именно с большой буквы) оказывает влияние на жизнь поселка и не только. Можно ли научиться такому отношению к своему делу в вузе? И именно обучаясь на факультете журналистики? Наверное, нет.

И еще: каждый ли специалист, имеющий в своем дипломе запись "журналист", действительно им является? Это только лишь возможность развиваться и войти в профессию. Это возможность пройти большой путь и стать Мастером. Еще раз повторюсь, гораздо легче научиться Как писать, чем о Чем писать. А для этого именно журналистское образование не всегда является подспорьем.

Источник: Media-Day.ru