С недавнего времени Центр бизнес-образования «New Line Business» и журнал «МедиаПрофи» стали партнерами. Они решили объединить свои усилия и направить их на повышение профессионального уровня специалистов, работающих в региональных СМИ. Образовательные мероприятия Центра ориентированы на лидеров медийного и рекламного бизнеса. Именно эта аудитория составляет читательское сообщество журнала. Поэтому информация о последних тенденциях и трендах из мира СМИ окажется полезной и поможет консолидировать медиапространство. В связи с этим «МедиаПрофи» продолжает начатый в №№ 2 и 3 разговор о международной квалификации MBA «магистр делового администрирования».
Квалификация «мастер делового администрирования» (EMBA) официально введена в России с 2004 года. EXECUTIVE MBA относится к программам дополнительного образования. Это не столько обучение в академическом смысле слова, сколько шлифовка управленческих навыков и подходов. Пройдя качественный отбор, состоявшиеся менеджеры оттачивают бизнес-технологии до совершенства. Задача EXECUTIVE МВА деспециализировать слушателя, избавить его от «комплекса узкого специалиста». Хороший руководитель должен чувствовать себя свободно во всех сферах менеджмента компании.
Главное отличие EMBA от классической программы Full-time MBA состав аудитории (EMBA ориентирована исключительно на первых лиц). Второе и не менее важное разные цели. Программа EMBA максимально приближена к реалиям бизнеса. То, что слушатель сегодня узнал на занятиях, завтра реализуется на практике. Содержание программ призвано решать прикладные, практические задачи. Обучение здесь ведется не только по схеме «преподаватель-студент», но и через обмен опытом между слушателями, которые имеют практические навыки управления в различных областях бизнеса. У участников программы EMBA шире взгляд на рассмотрение проблем, так как им приходится руководить всеми подразделениями своей компании. Упор в EMBA делается на стратегическое видение принятия решений. Еще одно существенное различие программ две разные формы обучения: одна MBA дневная, то есть требует полного вовлечения в процесс, отрыва от работы и бизнеса, вторая EMBA вечерняя или модульная, ее слушатели совмещают учебу с работой. Модульная система особенно удобна региональным специалистам, приезжающим учиться в столицу. Немаловажно, что среди педагогов на программе EMBA преобладают практикующие консультанты и эксперты, многие из которых имеют собственный бизнес.
Примерный портрет слушателя программы EMBA: руководители в возрасте от 28 до 41 года и выше. Подавляющее большинство мужчины. Среди них высок процент генеральных директоров, замгендиректоров и вице-президентов. В большинстве своем участники программы представляют средний бизнес. Этих людей отличает целеустремленность, способность к постоянному росту, проявление индивидуальности, коммуникабельность. В отдельную группу выделяются бывшие «красные директора» руководители, сделавшие карьеру при советской власти. Они обладают тонкой интуицией и богатым опытом, но им не хватает новых знаний, нового взгляда на вещи. Немного российских руководителей имели в своем базовом образовании экономическую, финансовую или управленческую подготовку. Все их знания о бизнесе формировались из собственного опыта и ошибок. Поэтому для дальнейшего развития им требуется дополнительное образование.
Формы обучения на программе EMBA следующие: интерактивные семинары, задействующие практический опыт участников, работа над кейсами в малых группах, деловые игры, тренинги. Кейсы были и остаются одним из самых эффективных методов обучения. Метод кейсов case-studies начал использоваться в Harvard Business School в 1924 году. Его суть состоит в том, что слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, или смоделированной как реальная. В группе происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики. Это как решать математические уравнения отрабатывается молниеносная реакция на решение различных бизнес-задач.
Существуют два ответа на вопрос, где лучше проходить обучение по программе EMBA: в России или за границей. Приверженцы зарубежных программ называют следующие плюсы: накопленный десятилетиями опыт, гораздо больший престиж диплома, профессиональный преподавательский состав (это практики бизнеса), системный подход к подаче материала, развитая экономическая теория.
Сторонники отечественных программ говорят о том, что в России большее внимание уделяется местной специфике и внутренним проблемам, к тому же слушателю не придется постоянно летать за границу, отрываясь от работы и семьи, изучать иностранный язык. Здесь обучение стоит намного дешевле российская программа EMBA стоит в среднем 15 тысяч, западная 100 тысяч долларов. Играет свою роль российская ментальность и особенности ведения бизнеса. Дело в том, что российский бизнес последнего десятилетия в большинстве своем это бизнес предпринимательский, что подразумевает поиск и реализацию новых возможностей. А западные бизнес-школы учат регулярному менеджменту, направленному на стабильное эволюционное развитие, но никак не предпринимательству, предполагающему риски.
ЧТО ДУМАЮТ О ПРОГРАММЕ EMBA ПРОФЕССИОНАЛЫ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ
На наши вопросы отвечают преподаватели и слушатели программы EMBA «Менеджмент маркетинга в рекламном бизнесе» Института Коммуникационного Менеджмента
Почему люди, имеющие свой бизнес, идут преподавать на программу EMBA? Что ими движет?
МИХАИЛ ДЫМШИЦ, генеральный директор «Дымшиц и Партнеры»:
На самом деле ничего «не движет», это привычка. Иногда в результате преподавания рождаются интересные проекты. Случается, что прямо на занятиях при обсуждении кейсов или во время мозгового штурма у аудитории появляются действительно жизнеспособные и перспективные идеи.
Сейчас многие бизнес-школы формируют для топ-менеджеров специализированные продукты. Как в дальнейшем будет развиваться этот рынок?
ВЛАДИМИР КОРОВКИН, заместитель генерального директора компании Foote Cone & Belding:
Я думаю, что спрос на специализированные или кастомизированные проекты будет возрастать. Объясню, почему.
Вы без пяти минут выпускник программы EMBA, с какими мыслями подходите к финишной прямой?
АЛЕКСЕЙ КЛИМЕНКОВ, исполнительный директор компании «СКАТ» (Самара):
Темпы роста страны год от года становятся выше, процессы в экономике сложнее, на рынке появляются новые конкуренты. Базовых знаний менеджмента, полученных в ВУЗах, не хватает, они быстро устаревают. Либо ВУЗ по профилю изначально не был связан с бизнес-образованием. Что делать в такой ситуации? Можно попробовать заняться самообучением или просто положиться на свой опыт, интуицию и удачливость. Но есть риск оказаться «за бортом», отстать от быстро развивающегося рынка. За сегодняшнее место «под солнцем» борьба началась вчера, а сегодня идет борьба за «завтра». Не хочешь проиграть в этой борьбе, готовь себя и свою компанию к новым правилам игры.
Почему компании готовы тратить значительные средства, отправляя сотрудников учиться на программу EMBA?
МИХАИЛ ГУЛЕЙКОВ, менеджер по внедрению концепции розничных продаж
Среди терминов стратегии существует такой, как развитие потенциала компании и потенциала работника. Обучение необходимо для решения обеих задач. В быстро развивающейся компании с амбициями профессиональный рост работников скоро принесет дополнительную прибыль. Это видно на практике. Но для компании, мягко говоря, в спокойной стадии развития обучение сотрудников может решать другие задачи от имиджевых до удержания работников и передачи полномочий от собственника менеджерам.
Насколько за последнее время в бизнес-среде изменилось отношение к специалистам c квалификацией EMBA?
МИХАИЛ ГУЛЕЙКОВ:
Заметно скорее не отношение, а профессиональный рост этих менеджеров. Тем более, что не принято рассказывать о своем образовании, если только это не школа уровня Гарварда. Образование чувствуется в более системном подходе человека, в технологичности решения бизнес-задач, формально сходных с бизнес-кейсами, которые решают в ходе обучения. Сам по себе диплом не гарантирует карьеры. Но обучение реально раскрывает личность, тренирует мозг, дает и навыки, и уверенность, развивает коммуникативные способности.
В конце обучения слушатели программы должны защитить дипломный проект. Есть ли примеры успешного претворения этих бизнес-планов в жизнь?
СЕРГЕЙ ПОПОВ, кандидат экономических наук, доцент Института Бизнеса и Делового Администрирования АНХ при Правительстве РФ:
Выпускники подтверждают квалификацию «Мастер делового администрирования» на защите дипломного проекта жизнеспособного бизнес-плана, строго ориентированного на практику. Часто слушатели берут за основу для бизнес-планов опыт собственных компаний, где может содержаться детальная разработка новых проектов компании, анализ ее позиции на рынке, предложения по решению ряда существующих проблем. Иногда выпускные проекты с успехом находят применение в реальном бизнесе. Подобная форма работы приносит ощутимую пользу и самим компаниям.
На что следует нацеливаться дальше слушателям программы EMBA, прошедшим обучение? Каким должен быть их следующий шаг в повышении уровня образования?
ЕЛЕНА ГОЛУБОВСКАЯ, генеральный директор Центра бизнес-образования «New Line Business»:
EMBA это определенная планка, до которой ты дорастаешь и ставишь перед собой следующую. Прослушав программу целиком, выпускники выявляют те сферы управления бизнесом, где им требуется углубить свои знания. Стремление вперед отличительное качество настоящего лидера, способного вывести компанию на первые позиции. Почему жизненный цикл любой компании, даже очень крупной, рано или поздно переходит в стадию стагнации? Это связано с тем, что руководитель компании перестает следить за тенденциями развития рынка, не адаптируется к меняющимся условиям ведения бизнеса. Дополнительное образование помогает держать руку на пульсе и находить новые пути для роста.
В чем преимущество вашей программы EMBA «Менеджмент маркетинга в рекламном бизнесе»?
ЕЛЕНА ГОЛУБОВСКАЯ:
Существует мнение, что программа EMBA не должна иметь специализацию в определенной отрасли бизнеса. Мы пошли по другому пути. Исходя из образовательных запросов рекламистов, наша компания открыла программу EMBA «Менеджмент маркетинга в рекламном бизнесе» на базе Института Коммуникационного менеджмента
Зачем топ-менеджеры, имеющие хорошую работу, богатый практический опыт и достаточный запас знаний, снова садятся за парту?
МИХАИЛ КОЛЛОНТАЙ, заведующий кафедрой менеджмента Европейского гуманитарного университета:
Есть три причины, почему топ-менеджеры «садятся за парту» и учатся на программах EMBA. Первая система новых знаний, соответствующая размеру компании. «Достаточный запас» для владельцев малого и среднего бизнеса это ограниченный набор знаний и навыков. Уверен, что таким руководителям 80% информации, необходимой для управления крупным предприятием, не нужно, и поэтому не усваивается до тех пор, пока собственный бизнес не вырастит. Другими словами: малый бизнес малые знания, большой бизнес большие знания. Вторая причина получение опыта из смежных областей. Обучение это систематизация знаний новым образом. Обсуждение кейсов на EMBA убедило меня в том, что опыт вовсе не гарантирует поиск нестандартных решений, а зачастую консервирует привычные подходы. Знания расширяют кругозор слушателей, меняют не только их бизнес-установки, но и жизненные ориентиры. В особенности это важно для тех, кто ведет свои компании к IPO или занимается международным бизнесом. Третья причина расширение профессиональных связей. Слушатели налаживают между собой дружеские отношения, находят новых партнеров и реализуют совместные проекты.
Стоит порадоваться тому факту, что с развитием программ EMBA, в России с каждым годом будет увеличиваться число профессиональных и дальновидных начальников. Продвинутые организаторы бизнеса создадут новые рабочие места, а отечественный рынок станет более цивилизованным и конкурентоспособным.
Автор: АННА МАКЛАКОВА
Рубрика: Карьера
Источник: МедиаПрофи