На телевидении происходит смена поколений. Кто и во имя чего пришел на наши экраны?
Телевизор не место для дискуссий. Он вместо дискуссий. Так было последние годы. После того как с экрана исчезли прежние общественно-политические программы: «Глас народа», «Свобода слова», «Основной инстинкт» и под конец «Воскресный вечер» и «К барьеру!». Вместе с ними исчезли прежние ведущие: Светлана Сорокина, Евгений Киселев, Савик Шустер, Владимир Соловьев... Но вдруг НТВ стал запускать дискуссионные программы. В этом сезоне появился «Поздний разговор», и, по нашим данным, планируется новое ток-шоу, которое будет вести Антон Хреков. Канал «Россия» свою программу «Специальный корреспондент» перевел в новый формат, и теперь к репортажам добавлено обсуждение в студии, которое ведет Мария Ситтель. СТС, не политический канал и даже не социальный, экспериментирует с формами и жанрами. Помимо дискуссионных проектов вышла, например, программа «Инфомания» (ее продюсирует ведущая «Нереальной политики» на РЕН ТВ Тина Канделаки). Жанр «Инфомании» создатели определили так: «получасовая информационно-аналитическая программа в клиповой эстетике». Жанр, какого до сих пор никто не слышал и не видел. «Новая история телевидения уже началась», заявляет канал СТС, анонсируя один из своих журналистских проектов. Анонсируя другой, уверяет: «Телевидение изменится навсегда».
О дискуссионных программах дискутируют завкафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ, обозреватель радио «Свобода» Анна Качкаева и телеобозреватель «Огонька» Юлия Ларина.
Ю. Л.: Можно уже понять, что пришло на смену прежним общественно-политическим форматам?
А. К.: Пришло то, что и должно, наверное, было прийти в ситуации перехода и неопределенности. Телевидение пребывает последние пару лет в странном состоянии:
Ю. Л.: В «Позднем разговоре» на НТВ, как в «Специальном корреспонденте», в студии ведущий и трое гостей. Но еще в качестве декораций стоят бильярд, в который никто не играет, и рояль, на котором играет пианист. Может быть, эти программы своеобразный «рояль в кустах»: подготовлены на случай, если вдруг понадобятся дискуссионные площадки? Ведь последние время, когда возникали
А. К.: Я вообще считаю: дело дошло до того, что только в «Пусть говорят» и можно
Ю. Л.: Но тут,
А. К.: Но даже с гвалтом общественно-политических ток-шоу на экране не получилось ни у Максима Шевченко, ни у Сергея Минаева. Они все оказались слишком постановочными. С не очевидными ролями, но с расписанными героями и предсказуемыми, правильными ведущими. В этом нет драматургии, какая была, например, у Соловьева в программе «К барьеру!». Там роли были обозначены, что создавало ту необходимую зрелищность спектакля, за которой хотя бы можно было следить. Во всем нынешнем размытом общественно-политическом телевидении нет даже этого. Даже прививка Тиной Канделаки пока не взбадривает ландшафт.
Ю. Л.: Можно все-таки говорить о некоей смене поколений людей и программ?
А. К.: В смысле лиц, да, а в отношении поколений, думаю, еще нет. Но ощущение, что смена грядет, есть, и эти
Ю. Л.: Получается, речь идет не только о двух поколениях телевизионщиков, но и о двух зрительских аудиториях. Аудитории молодых, которая не приучена к серьезному разговору:
А. К.: Да, хотя часть молодой аудитории готова к разговору. И обсуждения, происходящие в интернете, это подтверждают.
Ю. Л.: К вопросу об интернете. Канал СТС подготовил несколько проектов в жанре развлекательной журналистики, но там тоже появились площадки для дискуссий. Например, 17 ноября выйдет ночная программа «Теория относительности», где будут обсуждать различные социально-культурные события и явления. Причем в анонсе уточняется, что это те темы и проблемы, которые широко обсуждаются в интернете, в частности в блогах. Вероятно, дискуссии на телевидении возникли в том числе и потому, что они есть в интернете. И ими хотят привлечь молодую аудиторию. Молодых зрителей, например, удалось привлечь программе Первого канала «Прожекторперисхилтон». Вы в одной из своих передач на радио «Свобода» сказали, что сегодня, вероятно, изменились информационно-аналитические стандарты. Появилась веселая аналитика. И «Прожекторперисхилтон» возможно, самая главная итоговая аналитическая программа...
А. К.: Когда я это сказала, думала, что наметившаяся тенденция будет развиваться. Но я смотрю, что они все время существуют в заданных рамках. Им, как мне кажется, не дают шутить так, как они хотели бы, или по тому поводу, по которому они хотели бы.
Ю. Л.:
А. К.: Не подумала об этом. Может, как раз вы и правы. Их шутки идут примерно в такой же последовательности, как сюжеты программы Петра Толстого «Воскресное Время». Хотя форма дозволенных политических комиксов будет сейчас модной нет лиц, анимация под рукой. Опять же канал «2×2» дает примеры: пародию на жизнь современный аполитичный зритель лучше воспринимает с помощью мультов. Вообще мне кажется, завершается некий цикл, который отчасти венчает историю
Ю. Л.: Но те четверо мальчиков попали в условия появившейся свободы, которой они наслаждались...
А. К.: Да, и еще нужно учитывать, что те четверо мальчиков все-таки были журналистами, а эти четверо актеры. И в этом тоже большая разница.
* * *
На сегодняшнем телевидении, которое изо всех сил старается ориентироваться на молодого зрителя, обсуждают не темы и проблемы, а тренды. Возможно, обсуждение трендов это тоже дискуссия. В таком случае понятно, что приходится не рассуждать, а трендеть.
Источник: Огонек
По страницам журнала "Огонек": Звезды в тени, Владимир Соловьев: "Дайте народу мяса!"