В начале года Министерство связи и информации представило свой вариант проекта закона «О телерадиовещании». Для отечественных телеканалов в нем предусматривается как кнут, так и пряник, а вот кабельные операторы и собственно телезрители могут существенно пострадать. Планируется, что в парламент законопроект попадет не раньше третьего квартала текущего года.
Главный экономический эффект документа заключается в желании государства взять на себя расходы по переходу казахстанских телеканалов на цифровой формат и предоставить возможность отечественным участникам ТВ-рынка попасть в обязательные пакеты социально значимых телеканалов. Например, в январе была запущена Национальная спутниковая сеть телерадиовещания в цифровом стандарте DVB-S2, куда включили не только государственные каналы. При этом директор департамента государственной политики в области СМИ Министерства связи и информации Марат Абсаттаров сообщил «&», что пока неизвестно, во сколько обойдется реализация положения законопроекта в случае его принятия.
В Минсвязьинформе уверены: необходимость законопроекта назрела давно, но особенную актуальность получила, когда в стране решили всерьез развивать цифровое ТВ. Как пояснил «&» г-н Абсаттаров, сегодня сфера телерадиовещания регулируется законами «О СМИ», «О связи», «О рекламе», «Об авторских и смежных правах» и рядом других. «При этом каждый из документов такую важную сферу курирует достаточно фрагментарно. Назрело время пересмотреть ситуацию. В особенности новый закон необходим для того, чтобы урегулировать ситуацию с рекламой в иностранных телеканалах и сферу применения авторских и смежных прав», – уточнил чиновник.
Сейчас законопроект проходит стадию согласования с другими госорганами и продолжает совершенствоваться в специально созданной рабочей группе. Разработчики, например, уже отказались от нормы, предусматривающей обязательное открытие в нашей стране представительства ретранслируемого иностранного телерадиоканала.
Наиболее острые дискуссии идут не о плюсах, которые получат казахстанские телеканалы, а о минусах, ожидающих почти полторы сотни операторов кабельного телевидения, занимающихся ретрансляцией иностранных телепроизводителей. К примеру, пункт 2 статьи 23 «Защита интересов национального телерадиовещания» несет положение, что «количество отечественных теле-, радиоканалов, в том числе теле-, радиоканалов свободного доступа, в пакете теле-, радиоканалов должно составлять не менее половины (выделено автором) от числа всех теле-, радиоканалов в пакете».
У одного из крупнейших казахстанских операторов кабельного телевидения «Алма-ТВ» только в цифровом формате имеется более 120 иностранных каналов. Чтобы их ретранслировать в прежнем объеме, необходимо включить в пакет аналогичное число казахстанских каналов. По мнению экспертов, в стране в ближайшие годы не появится даже половины от этого числа. В приемной «Алма-ТВ» нам сообщили, что комментариев по поводу законопроекта не дают, но на прошедшем в конце февраля круглом столе президент компании Думан Сеитов высказался вполне определенно: существование этой нормы уничтожит операторов как вид бизнеса.
Действительно, введение данной нормы превратит довольно популярные и сейчас в республике спутниковые тарелки в предмет первой необходимости. В Национальной ассоциации телерадиовещателей РК (НАТ) уверены, что нормы этого документа существенно усилят контрольные функции государства. При этом в НАТ сожалеют, что в тексте законопроекта отсутствуют нормы, предусматривающие существенное стимулирование развития отечественного телевидения. «Развитие контента предлагается стимулировать за счет ограничительных мер в отношении продукции иностранных телерадиоканалов, но это не решит проблемы, а, наоборот, подтолкнет население к поиску альтернативных источников информации. А это, в свою очередь, негативно отразится на деятельности отечественного телерадиовещания», – отмечают в НАТ.
По мнению руководителя центра поддержки СМИ НАТ Сергея Власенко, идея поддержать отечественные каналы, требуя в обмен на государственные деньги развивать собственный контент, ничем не отличается от существующего госзаказа, при этом нет никакой гарантии, что в следующем финансовом году деньги снова выделят на подобные программы. «И что получится в итоге? Наши каналы опять вернутся на прежний уровень, или, возможно, без этих денег все станет еще хуже», – считает он.
В НАТ уверены, что на переходный период до 2015 года (введение цифрового телевидения) можно было предложить льготное налогообложение для отечественных телерадиокомпаний, что помогло бы им преодолеть финансовые и иные трудности, связанные с переходом на цифровое вещание. Пример такому положению дел не нужно искать за морем, он есть в опыте самого Казахстана. «С 1 июля 2001 года до 1 января 2005-го действовала статья 61-1 Закона РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», согласно которой обороты по производству и (или) распространению теле – и радиопродукции собственного производства, а также рекламных услуг (за исключением художественной кинопродукции, видеоклипов и рекламных роликов, изготовленных для реализации), осуществляемые телевизионными и радиовещательными организациями Казахстана, облагаются НДС по нулевой ставке. Эта норма существенно помогла казахстанским телерадиовещательным организациям в тот момент, когда были приняты нормы по языковому вещанию в соотношении 50/50, а также было введено поэтапное ограничение ретрансляции иностранных теле-, радиоканалов», – отмечают в НАТ.
Сергей Руденко, Деловой еженедельник «Бизнес&Власть»
Источник: Media Law СА