Internews Kazakhstan

Комментарий НАТ Казахстана к проекту закона «О телерадиовещании»

Cоздан:   ср, 02/02/2011 - 13:46
Категория:
Тэги:

Медийная общественность Казахстана продолжает обсуждение проекта закона о телерадиовещании. По мнению телевизионщиков и кабельных операторов, представленный вариант закона может привести к монополизации рынка эфирного цифрового вещания.

Свои комментарии к проекту закона «О телерадиовещании» Министерства связи и информации РК подготовила Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана (НАТ Казахстана).

Комментарий Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана

(НАТ Казахстана)

к проекту закона «О телерадиовещании»

Министерства связи и информации РК

Работа над законопроектом «О телерадиовещании», о котором очень много говорилось, начинает приобретать более или менее четкие очертания и результаты. И таковым является прежде всего распространенный среди телерадиовещательных организаций текст законопроекта.

На что в этом тексте законопроекта, прежде всего, следует обратить внимание? Вопросы регулирования регионального частного телерадиовещания не нашли в нем серьезного отражения, что в конечном итоге отразится на его развитии, а может быть, приведет к его исчезновению в отдельных регионах. Акцент в законопроекте сделан на регулировании деятельности государственных и крупных частных телерадиокомпаний. Нормы предполагаемого законопроекта по многим позициям являются нереальными для их выполнения региональными небольшими телерадиокомпаниями. Кроме того, действующий механизм лицензирования предлагается не упростить, а наоборот усложнить и поставить телерадиокомпании в определенную зависимость и, прежде всего, в техническую, от государственных структур.

Но обо всем по порядку.

В законе есть статья, где представлен понятийный аппарат законопроекта. Из ее содержания следует, что телерадиовещательные организации будут разделены по видам деятельности — формирование, распространение телеканалов, а также их сочетание — и формирование и распространение одновременно. С одной стороны, это плюс, так как позволит отделить операторов связи от телерадиовещательных организаций. А с другой стороны, данный вид деятельности должен подлежать лицензированию, но в перечень видов деятельности он пока не входит. Статья 24 Закона «О лицензировании» говорит о другом виде деятельности — деятельность по организации телевизионного и (или) радиовещания. Следовательно, эти два документа должны соответствовать друг другу. Также можно предположить, что будут введены новые виды лицензионной деятельности относительно формирования и распространения теле-, радиоканалов.

В настоящее время телерадиовещательные организации в своей деятельности руководствуются законом «О средствах массовой информации» и, следовательно, должно быть определенное соответствие между понятиями в законе «О СМИ» и проекте закона «О телерадиовещании». Так различия между собой имеют понятия в законе «О СМИ» — «теле-, радио-, видео-, кинохроникальная программа — совокупность периодических, аудиовизуальных сообщений и передач, имеющая полное название и выходящая в эфир не реже одного раза в полугодие;», а в проекте закона «О телерадиовещании» говорится о том что «теле-, радиопрограмма — содержательно завершенная, предусмотренная объемом часть теле-, радиоканала, которая имеет соответствующее наименование, объем вещания, может быть использована независимо от других частей телерадиоканала». Это же касается и понятия «ретрансляция». Так, что необходимо внести соответствующие изменения в законодательство о средствах массовой информации, используемый понятийный аппарат должен быть единым.

Кроме этого, почему-то в законопроекте отсутствуют такие понятия как — «выход в эфир», «телерадиожурналист», «позывные телерадиокомпании», «логотип телерадиокомпании» и пр. А в таком понятии как «производитель теле и/или радиопрограмм» ничего не сказано о том, что к таковым относится и телерадиокомпания.

Содержащееся в тексте законопроекта понятие «уполномоченная организация в области технического мониторинга качества телерадиовещания» невольно наводит на мысль о появлении органа, на который могут быть возложены функции цензора. И если это касается мониторинга относительно каких-то технических параметров, допустим совместимости сигналов, то это одно, а если это будет связано с качеством теле, -радиопрограмм то это совсем другое.

Относительно представленной в законопроекте компетенции Правительства и уполномоченного органа, то можно сказать, что их роль воздействия на телерадиовещательные организации значительно возрастет, по сравнению с их существующими полномочиями. Так в частности, достаточно большие полномочия будут у уполномоченной организации в области технического мониторинга качества телерадиовещания, кроме того, появятся государственные стандарты телерадиовещания.

Так если взять процедуры, связанные с получениями телерадиовещательными организациями разрешительных документов, то работать им практически будет некогда, только успевай участвовать в различных конкурсах, чтобы с документами все было в порядке. Телерадиовещательные организации очень надеялись, что процедура получения разрешительных документов будет упрощена, но в данном законопроекте это не нашло свое отражение. Этим организациям необходимо будет проходить через следующие конкурсы — конкурс по распределению полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) для целей радиовещания; конкурс по формированию перечня телерадиоканалов свободного доступа; конкурс по определению перечня обязательных теле-, радиоканалов.

И еще есть одно дополнение относительно деятельности уполномоченного органа. Оно присутствует в статье, посвященной деятельности телерадиокомпании. Так телерадиокомпании должны будут обеспечить доступ представителю уполномоченного органа для проверки используемых средств производства теле-, радиопрограмм.

В статье, посвященной распространению иностранных теле-, радиоканалов в Республике Казахстан появились нормы, которые отсутствуют в действующем законодательстве. Так если раньше иностранные телерадиоканалы вставали на учет, как СМИ в соответствующем органе, то сейчас предлагается эту процедуру дополнить еще и регистрацией филиалов или представительств этих организаций.

В этой статье также присутствует норма, согласно которой уполномоченный орган будет вправе применять меры, в том числе технические по недопущению незаконного распространения иностранных радиоканалов на территории РК. Как видим, конкретно говорится о технических мерах, а какие еще могут применяться — неизвестно, это уже будет по усмотрению уполномоченного органа.

Нормы, касающиеся защиты интересов национального телерадиовещания надо сказать во многом носят ограничительный, а не стимулирующий характер и в итоге, несомненно, пострадают интересы телезрителей и радиослушателей.

Так предлагается, чтобы число иностранных телерадиоканалов соответствовало числу отечественных телерадиоканалов. Так сейчас в кабельной сети можно смотреть более 100 каналов и отечественных и зарубежных. А вот согласно предлагаемой норме, если, например, оператор кабельного телевидения вещает 15 отечественных каналов, то он вправе показывать только 15 иностранных каналов, и в сумме зритель будет довольствоваться только 30 каналами.

Телезрителей и радиослушателей такое положение вещей подстегнет на поиски информации, в других средах, например в Интернете. И в этой ситуации пострадают прежде всего телерадиовещательные организации, так как они лишатся значительной части своей аудитории.

Действующие нормы, касающиеся языкового вещания в пропорции 50/50, на сегодня телерадиоканалами худо-бедно выполняются. Но в рассматриваемом проекте закона предлагается установить эту норму и для операторов кабельного телевидения к 2015 году. Сложно представить, как они будут это делать, тем более что они не занимаются производством собственных программ!? И, кроме того, согласно статье, посвященной ретрансляции теле-, радиоканалов, теле-, радиопрограмм, ретрансляция осуществляется без внесения каких-либо изменений в содержание теле-, радиоканалов и пр. А практически все действующие операторы кабельного телевидения занимаются ретрансляцией.

Предлагается также внести ограничения, связанные с переводом теле-, радиопрограмм на государственный язык, в частности, разрешить только звуковое дублирование.

И следовательно субтитры, которые сейчас достаточно широко применяются телерадиокомпаниями, уже использовать телерадиокомпании будут не вправе. Но ведь наличие в передаче одновременно двух языков способствует тому, чтобы население получало одновременно информацию на двух языках, и это еще и своеобразная форма обучения языку.

Одна из статей законопроекта посвящена финансированию отечественных телерадиокомпаний иностранными физическими и юридическими лицами. Их долю предлагается ограничить двадцатью процентами. Производством программ будут заниматься казахстанские каналы, но ведь всем очевидно, что привлечение иностранных инвесторов в телерадиовещание могло бы повысить качество отечественных теле-, радиопрограмм.

Достаточно серьезные проблемы могут возникнуть при реализации норм, связанных с индивидуальным спутниковым приемом, так как согласно новому законопроекту наземные спутниковые приемные устройства должны соответствовать требованиям Закона РК «О техническом регулировании». А это может означать, что большинство ныне используемых населением так называемых «тарелок», должны быть заменены на новые, что приведет к дополнительных расходам со стороны населения на приобретение новых тарелок, соответствующих техническим нормам. Данную норму лучше бы распространить на наземные спутниковые устройства, приобретенные после принятия рассматриваемого законопроекта.

Определенную настороженность вызывают и нормы, связанные с регулированием перехода на цифровое вещание, в законопроекте четко не прописано, что у всех ныне действующих телерадиовещательных организаций будут переоформлены лицензии на цифровое вещание, и что телерадиовещательные организации смогут осуществлять вещание в аналоговом режиме вплоть до даты (31 декабря 2015 года) перехода на всеобщее цифровое вещание.

С учетом вышеизложенного следует сказать о следующем:

— Нормы рассматриваемого законопроекта существенно повлияют на деятельность телерадиовещательных организаций, и прежде всего за счет усиления контрольных функцией за их деятельностью со стороны государства;

— В достаточно большом объеме будет ограничено распространение продукции иностранных телеканалов;

— К сожалению, в тексте законопроекта отсутствуют нормы, предусматривающие стимулирование развития отечественного телевидения. Это предлагается сделать за счет ограничительных мер в отношении продукции иностранных телерадиоканалов, но это не решит проблемы, а наоборот подтолкнет население к поиску альтернативных источников информации. А это в свою очередь негативно отразится на деятельности отечественного телерадиовещания.

На переходный период до 2015 года (введение цифрового телевидения) можно было предложить льготное налогообложение для отечественных телерадиоорганизаций, что помогло бы им преодолеть финансовые и иные трудности связанные с переходом на цифровое вещание. И наглядный пример тому есть, когда помощь государства была достаточно существенна для телерадиовещателей. Так с 1 июля 2001 до 1 января 2005 года действовала статья 61—1 Закона РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», согласно которой обороты по производству и (или) распространению теле- и радиопродукции собственного производства, а также рекламных услуг (за исключением художественной кинопродукции, видеоклипов и рекламных роликов, изготовленных для реализации), осуществляемые телевизионными и радиовещательными организациями Республики Казахстан, облагаются НДС по нулевой ставке. Это норма существенно помогла казахстанским телерадиовещательным организациям в тот момент, когда были приняты нормы по языковому вещании в соотношении 50/50, а также было введено поэтапное ограничение ретрансляции иностранных теле-, радиоканалов.

20 января 2011г.

Сергей Власенко, Руководитель Центра поддержки СМИ
Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана

NAT KZ.jpg