Как развивается национальный сектор Интернета в Армении и есть ли необходимость в его регулировании? Накануне шестого Форума европейских и азиатских медиа корреспондент РИА Новости побеседовал об этом с экспертом в области информационной безопасности, культурологом и блогером Самвелом Мартиросяном.
Какое место Интернет, социальные сети занимают в информационной среде Армении? И как их регулирует государство?
В данный момент мы находимся в том историческом моменте, когда Армения переживает интернет-бум. За последние полтора-два года количество интернет-пользователей в республике выросло в разы, а сетевая информационная среда вышла из изоляции и стала серьезно воздействовать как на информационное поле в целом, так и на социально-политическую жизнь в стране в частности.
Социальные сети и блогосфера на сегодняшний день являются одними из основных двигателей информационной среды в Армении. Благодаря бурному росту социальных медиа в определенной степени второе дыхание получили печатные издания, которые еще два года назад были на грани упадка. Кроме того, рост интереса к гражданской журналистике, использование групп в социальных сетях для решения конкретных социальных вопросов также имеет свое серьезное воздействие на развитие гражданского общества в стране.
Что касается регулирования, то, конечно, данный вопрос очень щепетильный, так как любое регулирование угрожает переходом к цензуре. В то же время отказ от контроля может привести к полному беспределу.
Для того чтобы
Каким вам видится будущее традиционных СМИ в связи с бурным ростом Интернета?
Еще года два назад шли бурные обсуждения на тему возможного исчезновения традиционных СМИ под давлением Интернета. Думаю, на сегодняшний день вопрос конкуренции «старых» СМИ и социальных медиа уже снят, потому что пресса довольно быстро сориентировалась и стала использовать Интернет как в качестве источника информации, так и среды для динамичного увеличения своей аудитории. И наооборот, социальные медиа имеют серьезное влияние на традиционные СМИ и формирование информационной среды в целом.
Второе, что сегодня очевидно, это формирование комбинированных СМИ, когда печатная пресса не только использует Интернет, но и становится в том числе транслятором фото- и видеопродукции.
Какие негативные последствия для общества существуют в связи с неконтролируемым ростом социальных сетей? Какие адаптационные механизмы могут здесь применяться?
Проблем возникает очень много, и самая большая из них отсутствие понимания со стороны части общества, что проблемы существуют. Например, одна из наиболее уязвимых частей общества это дети, которые в Интернете могут столкнуться в том числе с информацией психически нездоровых людей. При этом большинство детей не готово к встрече с темной стороной виртуальной реальности. И что очень важно многие родители этих детей не осознают проблем, с которыми сталкиваются их дети.
Кроме того, возникает также масса вопросов, связанных с тем, что личные данные людей очень часто становятся неконтролируемым достоянием общества. Также есть возможность массового распространения дезинформации, диффамации.
Здесь важно соответствующее образование. Надо иметь в виду, что даже очень эрудированные и образованные люди, попавшие впервые в Интернет, являются крайне уязвимыми, так как не понимат правил игры в виртуальном мире. Тем более что эти правила постоянно меняются. Поэтому очень важно образование детей и молодежи в плане, назовем это, виртуальной гигиены, а также образование взрослого населения, которое неожиданно оказалось в виртуальном мире.
Есть ряд угроз, который подпадает уже под информационную безопасность вбросы дезинформации, ложные информационные порталы и т. д. Это уже область, которой занимаются соответствующие структуры, вовлеченные в сферу обеспечения информационной безопасности на государственном уровне.
Существует ли цензура в постсоветских СМИ? Каковы ее особенности с точки зрения реального функционирования СМИ как политических структур? Самоцензура объективное явление или субъективный психологический и исторический феномен?
Естественно, на постсоветском пространстве цензура, давление на СМИ, самоцензура явление довольно обычное. Если говорить конкретно о Сети, то есть страны, где, скажем, оппозиционные сайты блокируются вполне открыто на официальном уровне. Есть страны, где существует серьезное давление на сетевых активистов.
Если говорить об Армении, то Интернет у нас является наиболее свободной информационной средой, и у нас, в принципе, не наблюдается
Реально у нас существует другая проблема количество сайтов, мягко говоря, не ведет к увеличению их качества. Но это уже отдельный вопрос.
Насколько независимы национальные СМИ от политических и финансовых структур, государства? Возможна ли независимость СМИ в условиях экономического кризиса?
Естественно, в Армении, как и везде, есть проблема с независимостью СМИ. Если не рассматривать телевидение, которое, очевидно, наименее свободная среда, то в остальных сферах информации у нас есть свободные, но не независимые СМИ. Это связано также и с тем, что рынок в целом маленький, а большинство изданий и не ищет особых способов обеспечения финансовой незаивимиости.
Соответственно, СМИ подпадают под те или иные влияния. Как провластные, так и оппозиционные. Но как раз сфера
Естесственно, кризис снижает шансы, но все же можно утверждать, что теоретически независимые сетевые издания у нас возможны. И практически таковые есть.
Следует ли, с вашей точки зрения, вводить государственное или какое-либо иное регулирование СМИ? В каких случаях это может быть необходимо?
Регулирование должно быть в плане защиты прав граждан от недобросовестной журналистики. Но следует учитывать, что госрегулирование всегда имеет тенденцию переходить грань здравого смысла и приводит к введению цензуры, давлению на прессу. Уравновешивать это стремление должно гражданское общество.
Источник: РИА Новости