Internews Kazakhstan

Рынок платного ТВ в США приказал долго жить

Cоздан:   пн, 15/08/2011 - 12:02
Категория:
Тэги:

Американский рынок платного ТВ резко просел: отток абонентской базы за второй квартал по разным оценкам составил 200-450 тыс. абонентов. Возможна ли такая ситуация в России, разобрался TelecomDaily.

Новая волна экономического кризиса заставила жителей США отказаться от самого привычного для них занятия – просмотра платного телевидения. Уже сейчас кабельные и спутниковые операторы ТВ понесли существенные потери по численности абонентской базы, по данным аналитиков The Associated Press, составленных на основе квартальных отчетов крупнейших провайдеров ТВ-услуг.

По мнению экспертов, причина кроется не только в повсеместной безработице и утрате потребителями платежеспособности, но и в том, что теперь они имеют возможность просмотра более дешевого видео через интернет.

Так, по данным AP, восемь из девяти крупнейших операторов платного ТВ в США потеряли в совокупности 195,7 тыс. абонентов за период с апреля по июнь. Это первый квартал с такими неудачными результатами для игроков, обслуживающих в общей сложности 70% домохозяйств. Потеря в абсолютном выражении составляет 0,2% для абонентской базы (83,2 млн подписчиков).

К числу крупнейших операторов платного ТВ в Америке относятся четверо из пяти крупнейших кабельных провайдеров, которые, правда, теряют абонентов на протяжении уже нескольких лет. Сюда также входят Verizon и AT&T, также как и спутниковые ТВ-вещатели DirecTV Group и Dish Network. Последние все это время получали выгоду от оттока абонентов из кабельных сетей – до второго квартала этого года.

По оценкам аналитика Санфорда Бернштайна (Sanford Bernstein) из Craig Moffett, совокупные потери американской индустрии ТВ по подписке составили 380 тыс. абонентов за квартал: то есть от услуг платного ТВ отказался один из 300 абонентов. Это двое больше, чем потери за аналогичный квартал 2010 года. Ян Олжерсон (Ian Olgeirson) из SNL Kagan называет даже большие цифры потерь – от 425 до 450 тыс. абонентов.

Похожие явления наблюдались на российском рынке и в период кризиса 2008 года и последовавших за ним месяцев депрессии. 2009 год внес в развитие рынка платного ТВ в России свои коррективы: темпы прироста абонентской базы замедлились как в Москве, так и в регионах, а денежный прирост составил менее 6%, по данным J’son & Partners. Правда, уже к концу 2010 года объем российского рынка платного ТВ увеличится по сравнению с 2009 годом на 13% и составил $940 млн, а абонентская база выросла на 13%.

Крупнейшим игроком российского рынка платного ТВ является "Триколор-ТВ ", обслуживающий по итогам первого полугодия 2011 года 4,6 млн домохозяйств. При этом по доходам компания занимает третье место ($92 млн). На петербургском рынке крупнейшим игроком на рынке цифрового телевидения по числу абонентов является ТКТ, на втором месте - "Ростелеком Северо-Запад ".

Аналитики видят у платного ТВ предпосылки для возобновления роста, здесь сказывается как и рост благосостояния абонентов, так и экспансия федеральных игроков в регионы. Позитивные тенденции подтверждают и сами игроки.

По словам представителей ТКТ, компания отмечает "стабильный умеренный рост абонентской базы услуги цифрового телевидения "Твое TV ". "Не следует сравнивать российский и американский рынки платного телевидения. В США рынок предельно насыщен, большинство американцев являются пользователями платного телевидения (спутникового/кабельного ТВ). Российский рынок платного ТВ только зарождается, поэтому эффекты, наблюдаемые в США, у нас в принципе невозможны", - считают в ТКТ.

Денис Лобанов, президент группы "АКАДО ", также считает, что "культура потребления услуг платного телевидения в США и России складывалась в различных социально-исторических и бизнес-условиях". "Развитие систем платного телевидения началось в США еще в 60-е годы, а у нас - только в 1990-х. Сегодня уровень проникновения КТВ в США превышает 60%, а в России составляет немногим более 20% ", - поясняет он.

По мнению Дениса Лобанова, те проблемы, с которыми столкнулись американские операторы, связаны как с насыщением рынка, так и перераспределением аудитории, а также снижением ценности самого ТВ-контента. "Российский рынок находится на пороге активного роста и здесь никакого снижения не предвидится. Напротив, ежегодный рост абонентских баз крупнейших операторов наблюдался даже в периоды кризиса в 2008-2009 годах", - отмечает Денис Лобанов.

Источник: Лениздат