Internews Kazakhstan

Франция ввела фиксированные цены на е-книги: абсурд или панацея?

Cоздан:   вт, 14/06/2011 - 15:21
Категория:
Тэги:

Ценовая политика в Интернете пока никем не понята и не сформирована. Общество идет методом проб и ошибок. Потребитель, привыкнув к «халяве» и пиратству, не склонен платить серьезные деньги за любой контент, включая е-книги, а издатели и авторы стоят перед дилеммой банкротства, воровства и обесценивания труда.

С информационными и газетными сайтами всё более-менее понятно, потребитель готов платить 3-5 евро в месяц за доступ к ресурсу. За доступ к суперматериалам – поболее. С книгами ситуация тяжелее. Во Франции объём пиратских копий бестселлеров превышает 30%, а цены на легальные е-книги варьируются в большом диапазоне. Здесь наметился явный конфликт между компаниями-дистрибуторами книг и производителями контента. И вот на этом фоне свершился французский прорыв с ценообразованием на е-книги в Интернете. Законопроект, в котором обосновывается необходимость введения фиксированных цен на электронные книги, был предложен Парламенту Франции осенью прошлого года, после чего инициативу быстро поддержал Сенат. Французская инициатива, несущая, казалось бы, счастье и определенность участникам книжного рынка, не столь однозначна. Есть серьезные основания полагать, что Евросоюз может не поддержать это решение, т.к. в нем просматривается ущемление конкуренции и нарушение баланса интересов производителей и дистрибуторов. По мнению наблюдателей, в конечном счете пострадает и потребитель. Во Франции отмечают, что число загрузок цифровых книг с сайта в 2009 году составляло 60 тысяч, в 2010 – 120 тысяч, однако уже в первом квартале этого года клиенты магазина скачали 130 тысяч изданий. По данным местного отраслевого исследования, 35,3% бестселлеров в мае этого года были доступны в электронном формате легально по сравнению с 17,3% в июле прошлого года, и 36% против 27,9% в 2010 году – нелегально. Средняя цена е-книги составляет 12,02 евро, в то время как печатной – 15,50 евро.

Но весь этот французский прорыв совершенно неприменим для наших условий по одной простой причине: в России другие законы, у нас невозможно фиксировать цены, за редким исключением. На нашем свободном рынке и при свободной конкуренции цены устанавливает продавец товара или услуг, а их уровень определяется динамикой спроса и предложения на рынке.

В России, по свидетельствам юристов, Федеральный закон «О защите конкуренции», запрещает соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение конкуренции, а именно, согласно ст. 11 Закона о защите конкуренции, запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

С учетом вышеизложенного, нельзя не признать, что французский эксперимент с фиксированными ценами, безусловно, интересен. Для его реализации в РФ необходимо поменять очень много – от Конституции РФ до Закона о торговле, что, естественно, невозможно. Что французу хорошо, то русскому не катит. Поэтому эксперимент на берегах Сены, с нашей точки зрения, не для нас. А для них, по всему, не панацея, а еще одна проба сил. Они так живут. Но что самое важное, что высшая законодательная и исполнительная власть этого государства всерьез занимается проблемами рынка газет, журналов и книг с его особенностями в цифровую эпоху. А у нас законодательная власть страшно далека от народа, в т.ч. от народа медийного.

Александр Оськин,
председатель правления АРПП

Источник: Планета СМИ