Internews Kazakhstan

Нишевые телеканалы в России порой берут на себя социальные функции, которые не выполняет большое телевидение

Cоздан:   пн, 14/05/2012 - 15:30
Категория:
Тэги:

Главные телеканалы называют каналами общего интереса, а последние годы интерес зрителей все заметнее переходит от общего к частному. Отсюда — бурное развитие специализированных, нишевых каналов: о еде, рыбалке, спорте, здоровье, науке... Любопытно, что это коммерческое телевидение порой берет на себя функции государственного и занимается социальными темами: воспитание детей, приучение общества к толерантности... А нишевый канал актуальной мировой журналистики «24 Док» затрагивает еще и политические темы, которых избегает большое ТВ, но в обсуждении которых есть потребность общества. Именно на этом канале, например, в марте вышел фильм Марины Голдовской об Анне Политковской «Горький вкус свободы».

Канал «24 Док» принадлежит компании «Национальные кабельные сети», наряду с несколькими другими: «24 Техно», «Совершенно секретно», «Мать и дитя», «Парк развлечений», «Настоящее страшное телевидение». На трех каналах — «24 Док», «Мать и дитя» и «24 Техно» — недавно был осуществлен ребрендинг. Об изменениях на них и о социальных функциях нишевых каналов «Огоньку» рассказала генеральный продюсер «НКС-Медиа» ВЕРА ОБОЛОНКИНА, которая когда-то работала исполнительным продюсером на канале общего интереса — НТВ, а потом запускала нишевое телевидение в рамках проекта «Первый канал. Всемирная сеть» («Теленяня», «Телекафе», «Музыка Первого»).

— Прошло пять месяцев с момента перезапуска канала «24 Док». У аудитории, которую называют продвинутой, он нашел большой отклик. И, пожалуй, наряду с каналом «Дождь», это самое заметное телесобытие последнего времени. Как вы сами оцениваете то, что удалось сделать?

— Мы знаем о нашей популярности в медиасреде, о нас пишут, говорят и с нами хотят сотрудничать. Что касается успеха у аудитории, то нам о нем известно по социальным сетям — мы получаем много откликов в интернете. Пока мы не попали в панель TNS, мы не можем говорить о цифрах смотрения канала. В любом случае 5 месяцев — небольшой срок для тематического ТВ, мы еще активно занимаемся продвижением канала. Но уже сейчас у «24 Док» около 5 миллионов абонентов вместо прежних 290 тысяч. Раньше это был канал российского документального кино, которое в нашей стране последние годы находится не в лучшем состоянии, поэтому показывались в основном архивные фильмы. Поскольку в современном мире границы стираются, мы решили выйти за пределы России и рассказывать о том, что происходит не только у нас. Кроме того, мы хотели максимально актуализировать кино. На Западе актуальная документалистика пользуется большой популярностью и дает рейтинги. Многие каналы показывают ее в прайм-тайм. В нашей стране такой период тоже был — актуальная документалистика, а скорее, публицистика, имела большой успех на НТВ в 90-е годы. Мы для канала «24 Док» купили 84 часа прекрасных фильмов НТВ того периода — Леонида Парфенова, Евгения Киселева, Светланы Сорокиной, Андрея Лошака. Наша задача — не только продвинуть канал, но и сделать документальное кино в России популярнее.

В январе на канале «24 Док» шел выдающийся фильм Клода Ланцмана «Катастрофа» (Shoah) −9 с лишним часов свидетельств о холокосте. Французский режиссер снимал фильм 12 лет и закончил в 1985 году. По случаю 25-летия картины ее снова показали в европейских кинотеатрах. России понадобилось больше чем 25 лет, чтобы фильм увидела широкая аудитория, — на «24 Док» была его премьера.

— На канале примерно 70 процентов фильмов — иностранные, около 30 — отечественные. Сколько из последних занимает актуальное кино?

— Наша линейка фильмов «РоссияDOC» содержит меньше половины архивного кино, но и его легко актуализировать, например показывая к определенным датам. Помимо того, мы снимаем интервью об этих фильмах, которые тоже помогают нам в их актуализации. Мы также планируем делать ток-шоу, где будут обсуждаться документальные фильмы.

Еще один способ актуализации, который применяет «24 Док», — проводить аналогии с Россией и западными фильмами откликаться на российские события. Например, когда недавно в Петербурге приняли закон против пропаганды гомосексуализма, канал откликнулся неделей толерантности, показав несколько западных фильмов о сексуальных, национальных и религиозных меньшинствах. Параллели с Россией можно было заметить, посмотрев в рамках спецпроекта «Чао, Сильвио!» пять фильмов, посвященных событиям вокруг Сильвио Берлускони. Кто-то при желании мог разглядеть параллели при показе спецпроекта «Твиттер-революция» — пяти фильмов об арабских революциях 2009—2011 годов.

— Что можно ждать от канала дальше?

— Мы хотим усилить нашу линейку фильмов о современном искусстве АРТDOC. Мы планируем купить очень хорошее кино в линейку ЛЮДИDOC. Например, на телерынке в Канне мы видели прекрасный фильм об американской фабрике, где работают только инвалиды, причем с тяжелой степенью инвалидности, и производят довольно технологические товары, в частности бытовые приборы. Это рассказ о людях, которые работают на фабрике и которые могут потерять эту работу, поскольку перевод все большего количества производств в Китай, где дешевле, лишает их заказов. Мы надеемся, что сможем показать фильм. Для нас это вопрос продвижения важных тем, мимо которых старается проходить наше черствое и жестокое общество.

Если на канале «24 Док» все-таки набирается 30 процентов отечественной актуальной документалистики, то программы канала «24 Техно» в основном западные. И вообще как-то трудно представить себе российские телепроекты такого типа: «Мир конструкторов» (путешествие по засекреченным заводам, на которых производится военная техника), «Секретный доступ: самолет президента» (полет на президентском самолете вместе с главой ВВС США).

— Планируете ли вы что-то снимать в России для канала «24 Техно» или у нас в этой сфере мало куда пройдешь с телекамерой?

— Да, в России много не снимешь. Но мы сейчас запускаем собственное производство и будем снимать ряд программ, скорее, об индустриальных российских достижениях. Есть мощные предприятия, например связанные с судостроением. Существуют порты мирового уровня, которые принадлежат частным компаниям. Их очень интересно показать. Раньше на канале было много программ о прошлом нашей науки, а нам хочется рассказывать о технологиях сегодняшнего и завтрашнего дня.

Считается, что телевидение разъединяет семью: вместо того чтобы общаться между собой, члены семьи смотрят на экран телевизора, а то и на экраны разных телевизоров. Но есть каналы, которые детей и родителей объединяют.

— Ваш канал называется «Мать и дитя». Не отталкивает ли это отцов? На Западе такое название канала, наверное, посчитали бы неполиткорректным.

— Так сложилось, канал существует давно. Лишь в последнее время возник новый тренд: мужчины, по крайней мере в крупных городах, начали больше внимания уделять детям. И доля мужской аудитории нашего канала увеличилась. На канале 75 процентов программ — собственного производства. У него есть социальная функция — рассказывать родителям о детях. Мы также советуем, куда пойти с ребенком, даем методики воспитания. Мы планируем показать ряд программ о редких болезнях, которыми болеет небольшое количество детей, и из-за этого родители не знают к кому обратиться, как их лечить. Мы хотим, чтобы общество знало о таких ситуациях. «Мать и дитя» — единственный в России канал для родителей. У него есть своя аудитория, и она растет. Дело в том, что эфирное, в том числе государственное, телевидение, никак не развивает эту тему.

Юлия Ларина

Источник: Огонек