9 мая совершенно уникальный день. Даже в Новый год такого не бывает. Сколько бы лет ни прошло, как бы люди ни ругали телевидение, были довольны или недовольны существующей властью, они обязательно смотрят в День Победы военный парад на Красной площади. Даже традиционное поздравление президента с Новым годом не смотрят так, как смотрят парад. Это при том, что и то и другое из года в год включают даже те, кто уже давно не смотрит телевизор и не интересуется им в принципе. Рейтинги тут всегда высокие. Впрочем, в последние года три 31 декабря два главных канала страны «Первый» и «Россия 1» делят зрителей почти на равных между собой.
Телелидеры с Ариной Бородиной
9 мая все не так. Вот уже сколько лет подряд «Первый канал» в День Победы с большим отрывом от всех остальных лидирует по числу выбирающих его зрителей. Доля аудитории «Первого» 9 мая составила в Москве 25,1%, у «России 1» всего 10,3%, у НТВ 9,7%. По стране в целом расклад сил примерно такой же: «Первый» 9 мая выбрало 26,2% телевизионной аудитории, «Россию 1» 13%, НТВ 10,2%. Забавно то, что, например, еще 8 мая у «Первого канала» в Москве было совсем мало зрителей не больше 10% аудитории,
И все-таки мы еще не совсем бесчувственная нация, если так активно из года в год включаем в десять утра телевизор, когда начинается парад, а в 18.55 снова страна у телеэкрана и в течение пяти минут на всех без исключения каналах вспоминают тех, кто не вернулся с войны. Казалось бы, можно было все это не смотреть, ведь из года в год «по картинке» это примерно одно и то же, и смысл тоже не меняется. Но столь высокие рейтинги говорят о том, что для миллионов российских семей это все еще «не одно и то же» и что боль и память живы.
Трудно сказать, что именно заставляет людей смотреть 9 мая парад, что они там для себя находят, какие чувства испытывают?! Но вот в этом году показатели Парада Победы на Красной площади среди москвичей были просто ошеломительными с точки зрения процента телевизионной аудитории. В Москве на «Первом канале» военный парад выбрало 61,5% (рейтинг 15,1%, то есть каждый шестой москвич) зрителей. Для сравнения, на канале «Россия 1», где также шла прямая трансляция, в Москве парад смотрело около 14% зрителей, на «ТВ Центре» и «Звезде» около 3%.
В 2008 году 9 мая на том же «Первом» рейтинг был выше, он составил 20,5%. Но доли аудитории выше 60% не было еще ни разу! Даже два юбилейных парада в год
Вообще, телетрансляции, показатели которых перешагнули долю аудитории выше 60%, в Москве можно перечислить по пальцам. За последние лет десять их всего семь: финал «Евровидения»
Кстати, процент зрителей-москвичей на «Первом канале» от 18 до 45, смотревших парад, составил 60,3%, а среди тех, кому от 18 до 30, их вообще 66,1%. Это к слову о том, что молодежь не смотрят телевизор. Случайностью это уже совсем не назовешь. Так происходит уже третий год подряд: 9 мая молодых зрителей от 18 до 30 лет на «Первом» порой даже больше, чем тех, кто старше 55. И это поразительно. Видимо,
Еще одна неожиданность 9 мая этого года. Канал СТС в своем эфире в девять утра поставил цветную версию исторического Парада Победы, который прошел 24 июня 1945 года. И тоже собрал у себя огромную аудиторию. К началу показа количество зрителей СТС выросло в два с половиной раза. И среди тех, кому от 6 до 54 лет, парад
У каждого из трех главных каналов страны 9 мая есть свои «визитные карточки». На «России 1» сразу после парада традиционно показывают концерт Дмитрия Хворостовского с песнями военных лет. Очень жаль, что этот единственно уместный в этот день музыкальный концерт смотрит так мало зрителей всего
Старых советских фильмов о войне в День Победы в эфире все меньше. Новые смотреть порой просто невозможно. И как точно написал один очень известный тележурналист, когда их смотришь, ощущение, что Великую Отечественную выиграл НКВД.
Или вот другой пример. 8 мая замечательные «Двадцать дней без войны» Алексея Германа на «Первом» в Москве смотрело лишь 5% аудитории. А почти в это же время на «России 1» шел концерт Евгения Петросяна и Елены Степаненко с «говорящим» названием «Шутки в сторону». Так вот его выбрали около 20% зрителей. И с кого тут спрашивать? С каналов, которые так программируют эфир, или со зрителей, которые делают такой вот выбор?! Несомненный хит «Первого канала» «Диверсант», на этот раз тот который «Конец войны», неоднократно уже показанный, вновь собрал 9 мая долю аудитории в 30%.
А вот один из лучших современных фильмов о Великой Отечественной «Брестская крепость» Александра Котта, который совсем недавно был в прокате, собрал несправедливо мало: в Москве около 18% зрителей, по стране 21,3%. Но, кстати, и тут молодые зрители были более активными. Если сравнивать, например, абсолютную военную «клюкву», показанную на «Первом канале» года три назад 9 мая под названием «В июне
Канал «Культура» в этом году вместе с Государственным архивом кино- и фотодокументов 8 и 9 мая показал в своем эфире уникальную хронику военных лет. Большая часть впервые на телевидении. Были там и знаменитые кадры агитпропа конца
И еще. О молодых. На протяжении почти десяти дней программа «Время» показывала цикл «Правнуки Победы», где дети из разных городов страны и бывших союзных республик на фоне военной хроники рассказывали в кадре о своих прадедах и их подвигах на этой войне. Это очень точные по интонации телевизионные мини-новеллы. В них трудно заставить детей фальшивить и врать. И вот через такие драматичные воспоминания, которые есть почти в каждой семье, наверное, и хранят память об этой войне. Судя по зрительской реакции, она не стирается даже спустя 66 лет.
Арина Бородина
Источник: КоммерсантЪ