Бывший корреспондент Los Angeles Times Хэл Фостер живет и работает в Астане. Он оценил отечественную журналистику и ответил на главный вопрос есть ли свобода слова в нашей стране.
Как получилось, что вы приехали работать в Казахстан?
Какими языками вы владеете?
Я девять лет прожил в Японии (с 1980 по 1986 и с 1992 по 1996) и могу говорить на японском. Сейчас, правда, боюсь, что немного запустил этот язык. Ведь он имеет свойство забываться, если его не использовать. Еще я немного понимаю
Чем больше всего вы были шокированы в Казахстане?
Я не думаю, что «шокирован» это подходящее слово, скорее всего, я был удивлен креативностью казахстанцев. Я имею в виду пение, музыкальные композиции, танцы, литературу, поэзию, актерское мастерство и кинематографию.
В Казахстане проживает чуть больше 16 миллионов человек, но все они бесконечно талантливы. Несколько раз я бывал на концертах Батырхана Шукенова. Знаете ли вы, что он входит в десятку лучших джазовых саксофонистов и кларнетистов в мире? Фанаты джаза на Западе были бы в восторге от него, но, к сожалению, он там совсем не известен. И конечно, он бесподобный певец.
А как вы оцениваете свободу слова в Казахстане?
Я думаю, большинство казахстанцев могут говорить все, что хотят, без страха быть за это наказанными. О свободе слова я сужу по тому, может ли обычный человек на улице пожаловаться на власть и не нажить себе проблем. И, насколько я вижу, граждане Казахстана делают это, а ведь жители далеко не всех стран мира могут себе такое позволить. А вот свобода прессы это совсем другое. Но позвольте заметить, что эта свобода совершенствуется со временем, а Казахстан независим всего пару десятков лет.
Пятнадцать лет спустя, после того, как американские колонии провозгласили свою независимость в 1776 году и образовали страну, конгресс издал законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу. Их целью было заставить замолчать политических оппонентов правительства и газеты, которые поддерживали этих оппозиционеров. Это было мрачное время в истории американской свободы прессы, и конгресс отменил эти законы несколькими годами позже.
Я привожу этот пример для того, чтобы показать, что дорога к истинной свободе прессы в стране может быть долгой и иногда ухабистой. А ведь главное для жителей всех стран мира иметь, в первую очередь, настоящую (делает акцент на этом слове) свободу прессы.
При освещении российско-грузинского конфликта журналисты разных стран преподносили это событие совершенно с разных сторон. Считаете ли вы, что у журналистов США и Европы есть свобода слова?
-Да, я уверен, что журналисты Соединенных Штатов, Восточной Европы и других демократических стран, таких как Канада, Австралия и Япония, имеют право освещать зарубежную политику так, как они ее видят.
В случае же российско-грузинского конфликта я думаю, что многие журналисты этих стран видели себя инструментом зарубежной политики, так как являлись ее участниками, а не просто наблюдателями. Понятное дело, что граждане обеих стран а журналисты это те же граждане глубоко уверены в том, что знают, чья страна права, а чья нет.
Многие американцы думают, что если бы журналистика США проделала лучшую работу по разоблачению целей администрации Буша по вторжению в Ирак в поисках оружия массового уничтожения, то Соединенные Штаты не вступили бы в эту долгую и очень дорогую для страны войну. Как оказалось, у Ирака вовсе не было никакого оружия массового уничтожения, а следовательно, США вступили в войну под ложным предлогом. Хотя знала ли это изначально администрация Буша, до сих пор остается спорным моментом.
И я не пытаюсь защитить американских журналистов, вовремя не сумевших раскусить, что предлог для развязывания войны был ложным. У журналистов не было никаких доказательств того, что у Ирака нет оружия массового уничтожения. Я даже думаю, что многим из них просто приходилось верить в это. Почему? Потому что журналистам абсурдно даже думать, что американские власти будут лгать в таких серьезных вопросах. Тем более, что ложь, если она особенно касается зарубежной политики, рано или поздно станет явной для всего мира.
Что нужно сделать, чтобы стать журналистом в США и Европе?
Хороший репортер в соединенных Штатах и в Восточной Европе, это, в первую очередь, очень любознательный человек. Это тот, кто интересуется абсолютно всем, что творится в мире историей, политикой, социальными вопросами, образом жизни и даже спортом и поп-культурой страны.
Хороший репортер также должен знать, как преподнести новость в перспективе. Он должен уметь рассказывать читателям не только то, что произошло, а еще и то, что это значит и чего следует ожидать дальше.
Примером может служить освещение «Арабской весны». Хорошие западные журналисты уже тогда, когда начались первые протесты, подготовили материалы о том, как эти демонстрации могут отразиться на всем арабском мире кстати, так оно и случилось. Профессиональные журналисты обсуждали, что эти протесты могут значить. Одни писали, что это демократическое движение арабского мира. Другие, что это может привести к режиму исламского фундаментализма в некоторых странах, которые впоследствии станут более тираничными, чем свергнутый до этого диктаторский режим. Мы и сейчас можем судить, кто из них был прав: те, кто предсказывал демократию или те, кто пророчил строгий контроль религиозных государств. Возможно, что оба эти сценария справедливы. Главное здесь, что хороший журналист, он как предсказатель, должен видеть, что будет дальше.
Какие казахстанские газеты Вы читаете, и какие местные каналы смотрите?
Я не знаю казахского языка, о чем ужасно сожалею. Поэтому все новости о Казахстане читаю на английском языке на местных англоязычных порталах. А также обязательно смотрю новости на Associated Press (Ассошиэйтед Пресс), Reuters (Рейтер), Agence France-Presse (Франс Пресс), Bloomberg, New York Times, Telegraph и Daily Mail. Еще отслеживаю государственные информационные агентства, такие как Казинформ.
Я веду англоязычный блог на одном из казахстанских интернет-порталов, и черпаю идеи для написания из государственных новостных агентств, а также от интересных друзей и знакомых казахов и эмигрантов. Обожаю юмор, поэтому многие из моих записей в блоге носят юмористический характер. Хотя недавно я интервьюировал Министра иностранных дел Ержана Казыханова и американского посла Фэйрфакса, которые рассказали много чего серьезного и интересного.
А вот касательно местного телевидения, в большинстве случаев я смотрю «Хабар». И хотя я не все там понимаю, я тщательно слежу за тем, какие новости они показывают и в какой последовательности.
Чем отличается сбор информации в американской журналистике от казахстанской?
Хорошие журналисты собирают факты одинаково, вне зависимости от того, в какой стране они живут и работают. Единственное отличие, которое я заметил в казахстанской журналистике это то, что местным репортерам крайне сложно взять интервью у высокопоставленных чиновников. Я, честно говоря, не понимаю, почему это происходит, но когда чиновник беседует с журналистом, из него не вытянешь ни слова о работе его министерства или департамента его целей, основных достижений и планов. Хотя абсолютно все любят читать подобного рода интервью и узнавать, какая работа была проделана чиновниками.
Мне посчастливилось брать интервью у Ержана Казыханова, у Каната Саудабаева, когда он еще был министром иностранных дел, а также у Кайрата Келимбетова, когда он возглавлял «Самрук-Қазына». Материалы, которые я подготовил, позволили читателям лучше узнать об этих людях и работе, которую они делают.
Изменился ли у Вас взгляд на Родину после того, как Вы поездили по миру?
Многие американцы верят, что Соединенные Штаты это лучшая страна в мире, самая свободная, самая процветающая и так далее. Также думают многие люди из других стран мира.
Однако, много путешествуя по миру, я понял, что США хоть и является прекрасной страной, но существует множество других государств, которые ничем не хуже Америки. Например, я очень люблю Японию. Я прожил там девять лет
Кстати, очень интересно разговаривать и с казахами, которые жили или учились в Америке или Западной Европе. Многие из них говорят, что они скучают по своему «второму дому», особенно те, кто побывал в США или Англии. Более того, многие из них вернулись оттуда с твердым намерением сделать Казахстан лучше и это прекрасно. Это означает, что они знают, что нужно сделать, чтобы Казахстан стал наиболее развитым как можно скорее.
Что Вы сегодня вкладываете в понятие «американский образ жизни»?
Американский образ жизни
Единственная вещь, по которой США все еще опережают остальных это инновации, хотя другие страны уже наступают нам на пятки. Россияне отдали бы многое, чтобы иметь такую же, как у нас Силиконовую долину. И об этом не раз говорил президент Медведев.
Думали ли Вы когда-либо написать книгу о Казахстане?
Да, я собираюсь это сделать. Дело в том, что до того, как я переехал в Астану, я четыре года прожил в Алматы 3 года преподавал в КИМЕПЕ и год работал журналистом. Там я и взял патронаж над двумя
На какой вопрос Вы бы хотели ответить, но я Вам его не задала?
Я бы очень хотел рассказать о том, как мне живется и работается в Казахстане на протяжении этих пяти лет.
Автор: Карина Жестовская, Первый канал «Евразия» (1tv.kz
Источник: Первый канал Евразия