Из польских СМИ исчезают «дорогие» жанры международка, журналистские расследования, культура, а опытные репортеры уходят в смежные профессии, оставляя профессию на молодых копипастеров.
Марчин Войцеховский, один из самых известных в Украине польских журналистов, многолетний корреспондент Gazety Wyborczej в Украине, России и Белоруссии, а до этого военный корреспондент газеты на Балканах, больше в Wyborczej не работает. Сейчас он вице-президент одной из общественных организаций при польском МИДе Фонда Международной Солидарности.
На вопрос, с чем связана смена профессии, Войцеховский отвечает: для газеты содержание международного отдела дорого, а для того, чтобы мониторить интернет достаточно студентов. Так экономика (международка = дорого) изменила суть профессии: выгоднее нанять студента-практиканта, который будет следить за сообщениями агентств, а компетентному автору время от времени заказывать статьи. Правда, для того, чтобы писать время от времени, а не в штате и за регулярную зарплату, тому самому компетентному автору надо работать где-то еще.
Марчин рассказывает о ситуации без личной обиды
«Во-первых, у меня действительно было стойкое ощущение, что то, что я делаю, моей газете больше не нужно.
Кстати, Войцеховский продолжает писать для Wyborczej как минимум раз в неделю там появляется его статья.
Случай Марчина Войцеховского не исключение, а примета времени. Его коллега Марчин Косарский, который был корреспондентом Gazety Wyborczej в Вашингтоне, сейчас работает пресс-секретарем министра иностранных дел Польши. Еще один известный в Польше международник сначала был пресс-секретарем представительства Польши в Евросоюзе, а сейчас заместитель министра регионального развития Польши.
«Оптимизация» коснулась самых дорогих журналистских отделов международки и журналистских расследований. Также под нож пошла культура скорее,
«Сейчас в той же Wyborczej в отделе культуры остались три человека, которые пишут обо всем. Таким образом, разрушается модель культурной журналистики, построенная на профессиональной рефлексии, когда о музыке пишет музыкальный обозреватель, о театре театральный критик, а о кино киновед», говорит Томаш Чиж (Tomasz Cyz), шеф-редактор Dwutygodnik.com, интернет-издания польского Министерства культуры и национального достояния.
Небольшая ремарка: в Украине бы, наверное, уже подумали, что в каждом примере Gazeta Wyborcza это наезд, но в контексте нашего разговора это скорее самый яркий пример, шкала, с которой сверяется польский медиарынок. Да что там польский. Wyborcza украинская медиамечта, так и неосуществившаяся
Когда речь идет о культурной журналистике, то картинку можно смело накладывать на Украину. Один к одному. Томаш Чиж рассказывает, что из польской журналистики исчезает такой жанр как рецензия. Ни в одном издании нет статей про филармонические концерты, хотя еще лет 10 назад об этом писали. Информация о театральной премьере ограничивается анонсом, а потом публикацией фото с премьеры, под которм напишут либо о пикантных подробностях биографии режиссера, либо кто был на премьере во что одет.
Недавно один частный театр разослал примечательные пресс-приглашения на премьеру, в которых журналистов приглашали зайти в зал только на аплодисментах, чтобы сфотографировать и записать комментарии. При этом упоминалось, что репортеры должны быть в вечерних нарядах.
«Из культурных репортажей пропало основное культурный объект, произведение искусства», констатирует Томаш.
За время существования Dwutygodnik.com, полностью финансируемого из бюджета Министерства культуры и национального достояния, и полностью посвященного культуре и искусству, поток текстов, которые получает редакция, вырос в 500 раз. Цифра казалась настолько невероятной, что переспросила дважды.
«С одной стороны я понимаю, что это свидетельствует о нашей растущей популярности, но с другой о том, что тексты о культуре больше публиковать негде», комментирует Томаш.
Виктор Светлик (Wiktor Świetlik), журналист, президент мониторингового центра по свободе слова SDP, рассказывает, что редакции сократили почти всех журналистов-расследователей. Причина та же дорого, а результат не гарантирован: часто, потратив кучу времени и усилий, журналист не получает суперматериал.
Светлик говорит, что с расследователями ситуация часто доходит до анекдота: «Бывают случаи, когда журналисты-расследователи после увольнения из газет уходят в пресс-секретари к тем людям, деятельность которых они расследовали».
Похоже, журналистику сейчас косит «болезнь Онегина», которого критика еще того,
Леся Ганжа, Редакторский портал