«Современная качественная журналистика переживает кризис»; «журналист умирающая профессия в условиях, когда каждый может быть журналистом»; «с исчезновением журналистики исчезнет самый эффективный канал связи власти и общества, производителей и потребителей». Этот набор апокалиптических умозаключений и предсказаний в течение последних 10 лет сопровождает каждую медиа-конференцию или любое собрание журналистов. Для многих журналистов синонимом слова «апокалипсис» стало слово «интернет».
Однако развитие интернета не убивает журналистику, оно ее меняет, как в свое время журналистику поменял печатный станок, а потом и телеграф. И люди не стали читать меньше, скорее наоборот, люди потребляют как никогда много контента, однако конкуренция за внимание аудитории становится все более ожесточенной. Поэтому журналистам, которые говорят о смерти журналистики, надо признать одну простую, но неприятную для себя вещь: в том, что традиционные медиа проигрывают конкурентную борьбу за аудиторию, виновата не аудитория, не способная воспринимать качественный контент, а журналисты, которые не в состоянии дать аудитории то, что нужно.
Люди читают, но по другому
Привычка людей читать и узнавать новости никуда не делась. Объем информации в мире удваивается каждые полтора года, практически весь контент в настоящее время хранится в мире уже в оцифрованном виде. И это дало аудитории бесконечную возможность свободного доступа к любому контенту и, соответственно, возможность выбора. Именно поэтому (при том, что люди читают, как никогда много в мировой истории) тиражи газет и книг падают.
Потребление контента ушло в другие формы, в том числе и прежде всего, в социальные сети. Именно там люди потребляют значительную часть информации и новостей. Любой, кто пользуется социальными сетями, видел, что пользователи активно публикуют у себя на «стене» новости, которые соответствуют их интересам, совпадают с их социальными ожиданиями, не противоречат их политическим взглядам. Таким образом, контент одного и того же СМИ, даже если это СМИ и считает себя носителем
Бренд ничто, контекст все
Из этого можно сделать два принципиально важных для СМИ вывода. Первый: бренд СМИ становится все менее важен для аудитории. Несмотря на то, что в мире остается много читателей, хранящих верность привычным для себя газетам, все больше и больше потребителей новостей интересуются лишь содержанием факта. Именно поэтому глубина просмотра на многих новостных ресурсах не превышает одну страницу, а значительный поток трафика генерируют новостные агрегаторы или социальные сети.
«Пришел нашел прочитал ушел» эта модель потребления контента становится все более распространенной. Это как если бы в газетном киоске читатель мог бы набрать вырезки из разных газет только по интересующей его теме. Киоскер этого сделать не может, News Google за доли секунд.
Второй, не менее важный вывод: для аудитории контекст новостного контента становится не менее важным, чем само содержание факта, о котором пишет журналист. Под контекстом я понимаю не только новостной фон, в который журналист поместил новостной факт, ставший ему известным, но и внешние по отношению к тексту факторы:
время суток (как известно, модели потребления контента драматически разняться в зависимости от времени суток),
внутренние убеждения человека,
место, где он прочитал новость,
на чьей «стене» в социальной сети это прочитано, близким ему по духу человеком или нет.
Вечные ценности объективность и оперативность
Полностью эти внешние по отношению к новостному контенту факторы журналист учесть не может. Однако, если репортер придерживается традиционных для журналистики стандартов объективности и оперативности, то его новость найдет себе дорогу. Честную журналистику, свободную от предубеждений, люди будут использовать всегда, самостоятельно обогащая ее новыми смыслами в ходе обсуждения или просто самим фактом ее переопубликования у себя в блоге или на странице в «фейсбуке».
Объективность и оперативность это вечные ценности для такого СМИ, как информационное агентство. Несмотря на то, что некоторые теоретики СМИ часто говорят о грядущей смерти «журналистики факта» (факты люди будут узнавать через twitter) и торжестве «журналистики мнения», тенденциозность, неминуемо появляющаяся в «журналистике мнения», может привлечь одних и оттолкнуть других. Факт же сам по себе нейтрален, и поэтому подходит для максимально широкой аудитории, которая сама окрасит ее в необходимые цвета.
Общий язык для медиа и аудитории
Еще одна тенденция, которую можно сделать на основе анализа посещаемости новостных сайтов, в том числе и сайта РИА Новости: самый трудоемкий в производстве и самый важный по содержанию контент имеет очень малые показатели посещаемости. Расследования, большие серьезные интервью, аналитические тексты многократно уступают по популярности фотолентам, скандальным новостям и информации из жизни звезд шоу-бизнеса. Можно в связи с этим говорить о том, что аудитория не интересуется серьезными проблемами, что читатель хочет
Из этого все журналисты должны сделать правильные выводы. И единственный правильный вывод, на мой взгляд, состоит в том, что большинство журналистов не может избавиться от снобизма и назидательности по отношению к читателю и понять, что журналистика образца
Читатель не перестал интересоваться серьезными проблемами. Об этом свидетельствуют и предвыборные дискуссии на президентских выборах в США, и широкий интерес к сложным макроэкономическим проблемам в охваченной долговым кризисом Европе. Но мессидж, который хочет донести журналист, должен быть сформулирован кратко, емко и информативно. Журналист должен научиться говорить с современным читателем современным языком, использовать все многообразие форматов не только текст, но и мультимедиа, дата майнинг, слайд-шоу, видеоформаты.
В качестве примера короткой формы можно привести уже не очень свежий, но эмоционально не менее убедительный пример короткий фильм, ставший победителем Manhattan Short Film Festival за 2007 год. Менее чем за пять минут режиссер смог рассказать о войне, журналистике и ответственности журналиста больше, чем многие пятисотстраничные книги об этике медиа.
К сожалению, журналисты являются одними из самых профессионально консервативных людей, известных мне. Этот консерватизм мешает многим объективно взглянуть на изменения, которые происходят вокруг, и увидеть в них не угрозу, а возможность. Если мы, журналисты, не воспользуемся этими возможностями, ими воспользуются другие. Журналистика не исчезнет, она просто станет другой, а мы просто перестанем соответствовать профессии, и журналистами будут называться другие люди, которые не испугались экспериментов.
Филимонов Максим первый заместитель Главного редактора РИА Новости
Оригинал публикации: Wir müssen lernen, eine Sprache mit dem Leser zu sprechen
Источник: Редакторский портал