Уже неделю на канале РЕН выходит в эфир не совсем типичный сериальный формат. Мудреное словообразование в названии непривычно режет слух. Понятно, что хотели сделать броским и запоминающимся. «Черкизона...» в этом себя оправдывает. Так же, как и нечто вроде подзаголовка, который тоже в общем эпатирующий, «Одноразовые люди». Скандал вокруг Черкизовского рынка, историю с которым на все лады обыгрывали на телевидении с непременным употреблением жаргонизма «Черкизон», вылился теперь и в сериальную форму. В пресс-релизе канала РЕН говорится, что сериал «Черкизона. Одноразовые люди» «это острая, актуальная и захватывающая история...».
Несколько телевизионных продюсеров рассказывали «Ъ», что чуть ли не два года назад сценарий «Черкизона...» был заказан телекомпании RWS («Всемирные русские студии») «Первым каналом». Говорят, что сценарий несколько раз переписывался по просьбе канала, а когда стороны пришли к консенсусу, все равно сотрудничество не сложилось. Проект остался не у дел. А теперь вот идею сериала вновь реанимировали, к тому же она пришлась и к новой концепции РЕН ТВ, который теперь все чаще именует себя просто РЕН и позиционирует как социально активный канал, преимущественно нацеленный на мужскую аудиторию.
«Черкизона...» сериал, действительно рассчитанный уж точно не на женщин, предпочитающих что-нибудь «для души». Это проект прежде всего для людей с крепкими нервами. За плечами компании-производителя RWS уже есть сериал «Зона» (возможно, и этим объясняется морфологическое происхождение названия «Черкизона...»), который года два назад шел в эфире НТВ. Тогда показ «Зоны» вызвал большой шум. Сериал многих шокировал. Даже для НТВ эта сериальная тюремная жизнь с излишне натуральными и жестокими сценами выглядела порой чрезмерной. И в самом разгаре, несмотря на очень высокие рейтинги, канал перенес показ «Зоны» на ночное время. Вроде как по «просьбам трудящихся». Хотя было несколько более реальных версий причин переноса. По одной из них сериал «Зона» в эфире НТВ случайно увидел министр МЧС Сергей Шойгу. Увидев, ужаснулся, история дошла до Владимира Путина, и тот, узнав, попросил руководство канала прекратить показ сериала в разгар вечера. И на НТВ, несмотря на то что у «Зоны» была очень успешная коммерческая отдача, спешно перенесли сериал на тихое ночное время. В общем, без вмешательства Кремля в показ «Зоны» не обошлось точно.
Будет ли Кремль вмешиваться еще и в показ «Черкизоны...», сказать сложно. Вроде бы не похоже. Но в Кремле есть дело до всех аспектов телевизионного производства. От новостей до сериалов и даже мультфильмов. Но пока сюжет развивается мирно, хотя жестокости и натурализма и в «Черкизоне...» хватает с лихвой. Главная сюжетная линия строится на том, что в Москву после смерти жены приезжает бывший врач-хирург вместе с ее десятилетней дочкой. Девочка для него как родная дочь. Заехав за деталями для сломавшейся в дороге машины на некий рынок, отец теряет в этом отдельно взятом городе свою дочь... Сцены в первой серии, где девочку уводят, как ее не находит отец, а потом осознает, что произошло, смотреть жутко.
Эмоциональный градус остальных эпизодов примерно такой же. В «Черкизоне...» сразу несколько сквозных линий и разных персонажей, чьи истории и взаимоотношения будут развиваться на протяжении многих серий.
С точки зрения режиссуры сериал сделан вполне динамично, и все сериальные ингредиенты вроде бы соблюдены. В конце каждой серии есть «крючок», который по логике заставляет включать телевизор, чтобы посмотреть следующую серию. Актеры играют очень неплохо. Причем в главных ролях заняты два известных любителям сериалов и развлекательных программ актера Дмитрий Миллер и Анастасия Макеева, которые на удивление успешно справляются со своими ролями. Миллер как раз играет того самого отца, у которого на рынке крадут дочку, а Макеева, периодически мелькающая в ролях бесконечных гламурных героинь, вдруг стала торговкой с рынка, которая держит на нем несколько точек, живет там в общаге с довольно скудным бытом и непростой личной жизнью. Этот «рыночный материал» неожиданно открыл в артистке Макеевой ранее невидимые грани хорошей драматической артистки. То же самое можно сказать и про Дмитрия Миллера. Интересны в «Черкизоне...» и другие актерские работы с точки зрения заданных сценарием обстоятельств.
Но вот рейтинги первой недели у «Черкизоны...» пока скачут. Хотя понятно, что на РЕН делали на сериал серьезную ставку. Ради его показа на канале даже заметно изменили основную часть сетки в прайм-тайм. Решение спорное, если учесть, что относительно недавно (по телевизионным меркам), с 29 марта, РЕН уже менял прайм, поставив на 21.00 премьеру ток-шоу Андрея Макарова «Справедливость». Теперь вот ток-шоу переехало на 22.30, а в 20.30 каждый вечер с понедельника по четверг на РЕН показывают сериал «Черкизона...». Между ними в качестве «прокладки» идет юмористическая программа «Дорогая передача» (21.30). Это первая версия скетчей, которые позже с теми же актерами перешли на СТС в виде программы «Шесть кадров». На обоих каналах этот формат работает успешно. Видимо, на РЕН это обстоятельство и брали в расчет. Дескать, какое место в сетке не отдай под «Дорогую передачу», все равно принесет рейтинг. Правда оказалась
Сама логика такого программирования выглядит странной. Получается, что между жестким и остросоциальным сериалом «Черкизона...» и не менее актуальным, а местами даже более социальным ток-шоу Андрея Макарова «Справедливость» стоит абсолютно развлекательное, пусть местами и вполне милое, но совершенно лишенное смысловой связки с двумя этими проектами скетч-шоу. И возникает вопрос, что первично: получить хороший рейтинг любыми способами или выстроить точный прайм-тайм, отвечающий новой концепции, которую определил для себя РЕН. Ответа нет. Вероятно, отсюда и такие неровные рейтинги.
Первая серия «Черкизоны...» в Москве получила очень высокие показатели: доля аудитории составила 7,6% (в полтора раза выше среднесуточных показателей РЕН), а среди мужчин от 25 до 54 лет доля еще выше около 9%. По стране показатели на уровне
Рейтинги «Дорогой передачи» тоже скачут: у массовой аудитории они падают, им это менее интересно, сейчас мужчины более активные ее зрители. А вот Андрею Макарову повезло. Перенос на 22.30 для его ток-шоу оказался выигрышным с точки зрения роста рейтингов. Показатели сразу заметно выросли: доля программы составила от 6% до 7,5%. Более того, впервые «Справедливость» стала самой популярной программой РЕН за неделю по стране. Выпуск, посвященный преступлениям, совершенным несовершеннолетними, собрал у телеэкранов максимальное количество зрителей: доля «Справедливости» достигла в среднем 8%, что весьма ценно для такого важного и редкого телевизионного формата. Если программа в ближайшее время снова не поменяет место в сетке, то есть все шансы закрепить не только ее общественный и телевизионный успех, но и высокий рейтинг. Ровно так, как все это время происходит с выпуском новостей Михаила Осокина, который выходит на РЕН в 23.30. Этот выпуск, радикально отличающийся своей версткой и подачей информации от всей остальной прогосударственно-пропагандистской новостной палитры, сохраняет не только профессиональное достоинство, своего преданного зрителя, но и высокий рейтинг. Доля новостей «24» в 23.30 одна из самых высоких на РЕН: на прошедшей неделе доля была на уровне
И еще про «Черкизону...». Трудно сказать, у кого при таком удручающем содержательном фоне хватит сил до конца досмотреть этот сериал. Да еще в разгар лета. К тому же, как говорят на канале, серий будет «не менее 60». Вот смотрите: главный сюжет сериала держится на том, что обезумевший от горя отец пускается во все тяжкие и готов на все вплоть до криминала, чтобы только найти в этой рыночной клоаке свою дочь. Он, правда, все равно, как и суждено главному герою, словно Чип и Дейл, спешит на помощь и попутно спасает разных заблудших и пропащих от верной смерти на рынке. Но вот если он будет искать свою дочь все эти 60 серий (найти раньше, значит, разрушить главную сериальную интригу), можно себе представить, что за эти два с лишним месяца стало бы с реально пропавшей бесследно на рынке десятилетней девочкой?! Сценаристам надо очень постараться, чтобы смикшировать ужас от допустимых версий и убедить зрителей, что за все это время с ней даже близко ничего плохого не происходило. Пока такие сценарные версии представляются с большим трудом.
Арина Бородина
Источник: КоммерсантЪ