Internews Kazakhstan

Леонид Парфёнов: "Ничего нет страшнее журналистики, когда приходишь в офис в 9.15, а уходишь в 18.15"

Cоздан:   ср, 10/06/2009 - 10:03
Категория:
Тэги:

На днях Леонид Парфенов привез в Петербург второй из четырех томов своего проекта «Намедни. Наша Эра. 1961—2000». На этой толстой и большой книжке с картинками, посвященной событиям, людям, явлениям периода 1971—1980 годов, красуется знакомое лицо популярного ТВ-ведущего, отца-основателя проекта «Намедни» Леонида Парфёнова.

Lenizdat.ru: Леонид Геннадьевич, какой была реакция на первый том «Намедни. Наша эра»?

— Несмотря на немаленькую цену книги (от 1000 рублей и выше), ее очень хорошо покупают. Что касается критики, то девиз проекта, с которого начиналось предисловие к первому тому: «Мы живем в эпоху ренессанса советской античности» — оказался непроходимым в интервью для самых строгих СМИ. Нестрогие переспрашивали: так ваша книжка просоветская или антисоветская?

Позвольте сказать от автора. 70-е еще в большей степени соответствуют девизу античности. 70-е — это «тучные времена», как теперь принято говорить про совсем недавнюю докризисную эпоху. Тучнели тогда тоже с нефти, и энергетическую сверхдержаву создали наяву, и с Америкой тягались на равных, и Олимпиаду устроили образцовую, и все сателлиты были признаны мировым сообществом. 70-е — явная античность державного ренессанса 2000-х, и книжку про то славное десятилетие можно теперь посчитать не только антисоветской, но и антироссийской. Нелишне вспомнить, чем тогда дело кончилось, и как теперь незаметно подкрался кризис...

Lenizdat.ru: Насколько ваш проект оригинален? Это ноу-хау, или на Западе что-то подобное?

— Чего-то подобного я не видел. У них, конечно, большое уважение к собственной материальной культуре и, в принципе, какое-нибудь издательство может запросто представить книгу из истории английских кресел, обитых ситцем в клеточку, или историю садовых леек. Они обожают такие вещи, особенно в Англии, где полно чудаков-коллекционеров. Но попыток создания такой общей панорамы, как «Намедни. Наша эра», там не найти. Все-таки «всеобщая панорама» больше применима к такой закрытой и самоценной системе, какой было советское общество, когда все, что имеет возможность влиять, влияет массово. Когда вся страна чистится «поморином» и «мэри», слышит Пугачеву и шутки Жванецкого... Один выскочил, он шутит, а все поражаются, какой Миша острый. Рынка нет ни в чем... А истошный крик Аллы: «За это можно все отдать!» — это тоже всеобщий вопль свободы...

Lenizdat.ru: На кого рассчитана ваша «Наша эра»?

— На пионеров и пенсионеров... Ради бога, кто захочет — на того и рассчитана. Кому-то это интересно оттого, что он в этом времени жил. Другому — оттого, что не жил... Вроде бы, это противоположные интересы, но крайности сходятся.

Lenizdat.ru: Леонид, Вы так легко путешествуете по временам и эпохам: от Гоголя к Фиделю Кастро, от изобретателя телевизора Владимира Зворыкина к истории Урала, и так дальше... Похоже, у вас есть какой-то тайный способ познания всего и вся?

— У меня никогда не было тематической специализации. Я не был ближневосточником или американистом. Моя «специализация» — делать интересно. Важно, чтобы у меня к этому был собственный интерес. А в случае с ТВ важна еще и телегеничность, телефактура. Когда снимать совсем нечего, приходится что-то делать... Например, как снимать «Птицу Гоголь» было понятно, но как сделать про то, что это по-прежнему модно и актуально, что Гоголь все еще едкий, непревзойденный в своей фантасмагории автор?.. Мы посчитали уместным использовать визуальные приемы — компьютерную графику, выстраивать трехмерную реконструкцию, в общем, черта в ступе делать...

Lenizdat.ru: Многие думают, что на вас работает команда, что Парфёнов — лишь верхушка айсберга...

— Нет у меня литературных негров, в нижнем ящике стола не сидит гномик с ноутбуком... Нет такого, что утром встал, а у тебя, как у крошечки-хаврошечки, все наготове...

Lenizdat.ru: А почему бы и не завести «негров»? Они бы высвободили для вас уйму времени!

— Мне интересно только то, что делаю сам, только авторский продукт. Я три года пробыл главным редактором журнала (русской версии «Newsweek». — Прим. Авт.) и ушел для того, чтобы заниматься своими, авторскими проектами. После увольнения из «Newsweek» я сделал два тома «Намедни», двух серий «Гоголя», съемок четырех серий фильма «Хребет России». Это оказалось интересней всего. Подозреваю, что это у меня получается лучше, чем руководить большими или малыми журналистскими коллективами.

Огромное число моих коллег сошли с чисто журналисткой дистанции, на которой не сделаешь никакой карьеры. Куча талантливых журналистов, пришедших в профессию с творческими мотивами, со временем становятся зав.отделами, зам.главного, главными редакторами и гендиректорами. Их возят на машине, они рулят медийным процессом, вырабатывают тактику и стратегию, становятся «людьми важными». Но это не моя судьба. Это не соответствует моему темпераменту, всему моему существу.

Ну, какой у журналиста может быть заместитель? Ты же сам работаешь с собой! И действительно, работа эта довольно затратная, потому что все надо, выражаясь советским штампом, пропускать через себя. Журналистка — такая психозатратная штука. Надо куда-то ехать, с кем-то встречаться, люди косноязычно рассказывают тебе что-то, и надо все время отделять чушь, которую они несут, от чего-то стоящего. Это может раздражать. Мотаться по командировкам в поселок Кын (это один из пунктов съемок «Хребта России») — удовольствием ниже среднего. Комарьё, связь не работает — никакая! В таком случае спасение только в одном: работа должна приносить удовольствие по своей сути. Поскольку я могу позволить себе высшую роскошь — заниматься тем, чем я хотел, то мне это по-прежнему удовольствие доставляет. Будь это какой-то рутиной, пиши я под рубрику «Как живешь, первичная?» (была такая замечательная рубрика в комсомольской прессе!) или под рубрику «Дневник пятилетки», это бы мне наскучило. Это, кстати, мне быстро наскучило. Лет двадцать как я, во-первых, не в госсекторе, а, во-вторых, сам себе начальник, сам себе работник, сам себе главбух. Отпуск ни у кого не прошу, как сам решу, так и решу... Ничего нет страшнее журналистики, когда приходишь в офис в 9.15, а уходишь в 18.15. Журналистка — все-таки судьба, образ жизни. Да и не такие большие деньги у нас вертятся, чтобы еще и без удовольствия их зарабатывать. Известно много сравнительно честных способов заработать намного больше, не вкладывая душу, соглашаясь на изначально неинтересное занятие. Я, кстати, несколько лет не работал в кадре, и никаких комплексов и неудобств по этому поводу не испытывал... И я уже привык к тому, что у меня нет текущего эфира. Зато у меня есть фильмы, и этого у меня никто не отнимет.

Lenizdat.ru: Расскажите о своем новом фильме-проекте «Хребет России» об истории Урала!

— А можно в youtube посмотреть 8-минут ролик под названием «Хребет России». Нет ничего хуже, как, размахивая руками, рассказывать про телевизионную картинку. Это такая смесь репортажа, расследования, реконструкции, много всего...

Lenizdat.ru: Как вы относитесь к нарушению авторских прав в том же youtube?

— Но youtube в принципе чужд теме авторского права. Там лежит черта в ступе: от «Последнего дня Помпеи» до фильма Гай Германики. К тому же мне не принадлежат права на мои фильмы, так что их прокатная судьба пусть заботит каналы-правообладатели. В Интернете искать концы бесполезно, это нераскрываемые преступления, и как всякие «висяки», их надо списать в архив. А относиться к этому надо как к форме популяризации. Ну, такая у нас нынче жизнь, и нельзя наказывать за преступления, которые совершают все. Значит, это уже не преступление... Кроме того, тот, кто выкладывает, как правило, делает это не из корыстных побуждений. Они хотят главного — чтобы ушло в народ!

Lenizdat.ru: Вы же там двое ведущих с известным писателем Алексеем Ивановым...

— Это была его идея, мы вместе писали сценарный план. Потом по отдельности писали разные эпизоды, он мне присылал свои, я что-то правил, дотелегеничивал. Плюс вместе мы ведем передачу в кадре. Он в роли Дерсу Узала, я — Арсеньева. То есть он «водит» зрителя по Уралу, а я расспрашиваю, уточняю, дополняю.

Lenizdat.ru: Появление Земфиры в «Гоголе» признано неудачным экспериментом, но и вы, и Рената Литвинова (подруга певицы) утверждают, что это удача...

— Да и сама Земфира Толгатовна тоже согласна с нами. Олег Павлович Табаков тоже не высказывал никаких претензий по поводу такой соседки в кадре. А если есть споры, значит уже интересно!

Lenizdat.ru: Ну, хорошо, а случались у вас какие-то серьезные неудачи?

— А зачем я буду рассказывать о неудачах? Это вы решите! Вот вы полагаете, что Земфира — неудача. Я пожимаю плечами, и не то, чтобы утверждаю, что удача нам улыбнулась, но абсолютно убежден, что это должно было быть так... Будь там филармоническое чтение Гоголя — вот была бы неудача!


Подпись: Михаил Садчиков

Источник: Лениздат

parfenov.jpg