Internews Kazakhstan

Его не похоронили за плинтусом. КоммерсантЪ определил телелидера недели с 31 января по 6 февраля

Cоздан:   чт, 10/02/2011 - 11:15
Категория:
Тэги:

В выходные случилось два совершенно неожиданных по меркам современного телевидения рейтинговых события. Точнее неожиданными они были с точки зрения зрительской реакции. Телепроекты очень разные, но оба вышли на «Первом канале».

В разгар воскресного вечера в самый прайм-тайм на «Первом» показали фильм Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом», снятый в 2008 году по одноименной повести Павла Санаева. Повесть в общем автобиографическая — о сложных взаимоотношениях в известной актерской семье между родителями актрисы Елены Санаевой и ее мужем, знаменитым режиссером и актером Роланом Быковым.

Фильм заметно отличается от повести, вызвавшей после ее выхода большой резонанс. Но и кино оставляет очень сильное эмоциональное впечатление. Думаю, что вряд ли найдется много желающих смотреть его во второй раз. И не потому, что фильм плох. Напротив, это одна из лучших работ Сергея Снежкина. Просто уж слишком пронзительная драматическая история разыгрывается на экране глазами маленького мальчика, которого рвут на части бабушка и мама. В «Похороните меня за плинтусом» совершенно блистательные актерские работы, особенно у Светланы Крючковой (бабушка) и Алексея Петренко (он играет дедушку, прототип известного актера Всеволода Санаева).

«Первый канал» принимал участие в раскрутке фильма накануне проката. И свою телевизионную премьеру анонсировал более чем активно. Вроде бы по логике «Похороните меня за плинтусом» могли показать скорее в «Закрытом показе» для более узкого круга зрителей в ночном пятничном эфире. И заодно обсудить. Наверняка любители кино посмотрели не без удовольствия и фильм, и дискуссию. Но на канале решили иначе и привлекли к экранам широкие зрительские массы, показав этот сильный и одновременно тяжелый фильм воскресным вечером. Более того, перед ним, около 18.00 поставили еще и премьеру документального фильма под названием «Ролан Быков. Я вас, дураков, не брошу...», где как раз делились своими семейными воспоминаниями его пасынок Павел Санаев и жена Елена Санаева. Правда, эта часть, судя по рейтингам, зрителей интересовала гораздо меньше: доля аудитории составила немногим более 16%. А вот фильм «Похороните меня за плинтусом» посмотрело рекордное количество зрителей. Это самый популярный проект недели не только в Москве, но и по стране в целом.

Сразу скажу, для отечественных фильмов с таким высоким уровнем качества — такие рейтинги сегодня большая редкость. Другое дело — типовые российские мелодрамы. Их, например, уже несколько телевизионных сезонов подряд показывает по выходным канал «Россия» и среди своей целевой аудитории почти всегда получает очень хорошие рейтинги. Доля зрителей тут в среднем около 25%, а то и выше. Но это в общем и фильмами-то назвать трудно. Как правило, сюжеты таких мелодрам похожи один на другой, и как только они заканчиваются, их тут же забываешь. И можно смотреть снова как в первый раз. Что, как правило, со зрителями и случается. Оттого эти мелодрамы крутятся как в барабане.

«Похороните меня за плинтусом» посмотрело в Москве более 21% зрителей. У экрана находился каждый 11-й житель столицы. Общероссийские показатели (предварительные данные) еще выше: доля 24,4%, рейтинг 10,1%. А к концу фильма доля аудитории и вовсе достигала уже более 30%, а у телеэкранов к финалу находился почти каждый 7-й житель страны. Такого результата от настоящей кинодрамы, а не, к примеру, от пусть даже хорошо сделанного детектива ждать было трудно. Особенно среди массового зрителя, в том числе и пожилого возраста. Ведь зритель в последнее время, судя по рейтингам, не особенно хочет думать и сопереживать. Развлечения все-таки куда приятнее и спокойнее, чем душевные терзания.

Но кроме успеха у зрителей фильм принес «Первому» еще и программную победу. «Похороните меня за плинтусом» в прайм-тайм увел зрителей у главных конкурентов канала. В районе 20—21.00 на НТВ традиционно рейтинговое «Чистосердечное признание» в этот раз смотрело лишь 12% аудитории (хотя ниже 20% здесь редко бывает), а «Вести недели» на «России 1» в Москве выбрало всего 11,5%, по стране — 14,8%, что тоже заметно меньше обычного. Судя по всему, зрители как начали смотреть фильм, так уже и не отходили от экранов, а по мере показа их количество только увеличивалось. Сергея Снежкина, его актеров и, конечно, Павла Санаева можно только поздравить с таким серьезным успехом своей работы. А за выбор зрителей и их чувство вкуса остается только порадоваться.

Но был еще один проект, который также очень активно раскручивался «Первым» и также нашел неожиданный зрительский отклик. И это уж вовсе не художественный сюжет. Документальный цикл о природе, снятый немецкими кинематографистами, при участии десятков съемочных групп разных стран и канала Animal Planet под названием «Россия от края до края» привлек к себе внимание на этапе промокампании. Изящные от начала до конца, яркие ролики с замечательно снятыми животными сразу бросались в глаза. Премьеру цикла поставили на субботу, в дневное время, около 16.00, которое априори трудно назвать выигрышным. И вдруг столь заметный интерес аудитории, особенно молодой. А ведь «Первый канал» и раньше ставил в выходные дни аналогичные по темам просветительские и научно-популярные фильмы, в том числе и производства ВВС. И рейтинги всегда были низкими. Это интересовало минимальную часть зрителей. Но «Россия от края до края», во всяком случае первая серия, произвел совсем другой эффект. Интерес зрителей был совершенно адресный: в Москве к началу фильма доля аудитории выросла до 18% с рейтингом 5% (как только фильм закончился, доля упала до 11%), а по России в целом еще выше: почти 21% зрителей выбрали этот фильм. Более удивительные показатели и среди молодой аудитории (23% зрителей), и в частности у женщин от 18 до 30 лет. Здесь общероссийская доля аудитории цикла «Россия от края до края» достигла 30%. Надо полагать, что эта часть российских зрительниц, видимо, смотрела фильм с детьми, что объяснимо. Если вы видели эти редкие кадры с животными, живущими на Камчатке, то понятно, что ребенка оторвать от них почти невозможно.

Кроме Камчатки в «России от края до края» еще пять фильмов об Арктике, Дальнем Востоке, Кавказе, Сибири и Урале. Природа и животный мир. Текст уже написали наши (постпродакшн «Первого канала»), озвучивает его Сергей Гармаш. Если этот цикл и дальше будут смотреть столь активно, да еще по субботам днем, того и глядишь, что такие вот фильмы начнут составлять конкуренцию развлекательным шоу выходного дня и переместятся в прайм-тайм. Ну, это уже из области фантастики, конечно.

«Новости» на СТС закончились провалом

На СТС третья подряд заметная неудача в этом телесезоне. И снова провалился сериал в прайм-тайм, и снова в жанре драмеди. 31 января тут начался сериал под названием «Новости», его рекламой всех видов, включая световую, завешаны улицы Москвы. Сначала неудача постигла сериал «Как я встретил вашу маму», затем «Аманда О» в главной роли с Анастасией Заворотнюк и вот теперь «Новости». Все они после низких рейтингов стремительно покидали сетку СТС. «Новости» из вечернего эфира уже тоже сняты и теперь должны выходить по субботам, несмотря на то что заявлены в программе в будни.

Формат сериала, разумеется, был лицензионный: наш аналог латиноамериканского сюжета. «Новости» (название явно неудачное для неполитического СТС) — это история про телевизионных ведущих, владельцев каналов и их частную жизнь. Главный герой — популярный ведущий новостей. Конечно, канва не без фантастических коллизий, далеких от жизни, но вполне качественная. И в отличие от первых двух сериалов, в «Новостях» все изложено внятно, сюжет динамичный, очень много удачных актерских работ, в том числе весьма известных исполнителей. Но вот зритель эту работу совсем не принял. Доля аудитории «Новостей» среди тех, кому от 6 до 54 лет, по стране с 11% упала до 7,3% (при доли канала за неделю — 11,2%), а в Москве и вовсе катастрофические цифры: доля «Новостей» у первой серии была 7,1%, у четвертой уже — 3,1% (доля СТС в столице за неделю в целевой аудитории — 9,5%).

При этом на фоне провала на СТС жанра драмеди, за исключением «Маргоши», комедийный сериал «Воронины» идет у зрителей на ура. Что новые, что старые серии — доли даже выше 12%. Именно этот ситком сейчас и закроет «дыру» в вечернем прайме вместо отправленных в отставку «Новостей». У канала остается серьезная проблема взаимоотношений с аудиторией, с более точным поиском возраста своих зрителей, а главное, жанра и ниши, в которой с ними нужно общаться.

Вот у кого с этим, похоже, совсем нет проблем, так это у ТНТ. Тут 31 января стартовали в 20.00 новые серии очередного сезона сериала «Интерны», который завоевал большую популярность у зрителей во многом благодаря замечательной работе Ивана Охлобыстина. В целевой аудитории канала от 18 до 30 лет показатели «Интернов» (причем идея оригинальная, а не лицензионная) в Москве зашкаливают за 30% (есть даже показатель в 35% и в 39%), по стране в целом скромнее, но и тут за 25%. И даже повторы «Реальных пацанов» приносят каналу в этой категории от 25% до 28% аудитории среди молодых зрителей. Вроде бы разница между «Реальными пацанами» и «Интернами» огромная. Последний стилистически сделан так, что мог идти не только на таком провокативном канале, как ТНТ, но и на таком вроде бы респектабельном, как СТС.

Однако зритель на СТС почему-то сейчас не находит и не принимает качественный сериал, где надо хоть немного последить за сюжетом, подумать, а не только смеяться, как в милых, но нескончаемых «Папиных дочках» и «Ворониных». А вот на ТНТ, где по степени натурализма и провокации один «Дом-2» чего стоит, молодой зритель находит что-то для себя и себя, видимо, тоже. Как результат ТНТ опережает СТС по итогам недели. И уже не в первый раз.

Арина Бородина

Источник: КоммерсантЪ