В России работает 102 тысячи газетных журналистов, по этому показателю в 2005 году наша страна занимала первое место в мире. В Китае второе место журналистов 84 тысячи. В США 54 тысячи. Такие данные приводит Дэниел Трейсман, профессор Калифорнийского университета и один из исследователей России. Трейсман в свою очередь ссылается на данные ЮНЕСКО. При всех погрешностях подсчета, которые можно вменить Трейсману и ЮНЕСКО, эти данные слишком похожи на правду, и слишком хорошо объясняют судьбу как медиа, так и журналистов
В кризис, в его острую фазу издания закрывались едва ли не ежемесячно. Но кризис закончился, а издания продолжали закрываться. В конце 2010 года умер Русский Newsweek, в начале 2011 издание D группы «Эксперт», в середине лета, на этой неделе, журнал «Финанс». В принципе, те же процессы происходят и с газетами. Кажется очевидным, что печатные по крайней мере печатные СМИ переживают свой собственный кризис.
И дело вовсе не в качестве контента здесь, мне кажется, как раз все в порядке даже у закрывшихся в последние годы СМИ. Вряд ли
Дело в количестве. Цифры Трейсмана доказывают со всей убедительностью России не нужно столько рабочих мест для журналистов. Давайте сравним с Китаем, чье население в 10 раз больше. По китайской мерке, в России должно быть около 9 тысяч журналистов в 11 раз меньше чем имеется в наличии. Можно возразить, что в Китае в отличие от России две трети населения безграмотные декхане, которые газет не читают. Сравним по ВВП тут соотношение 4 к 1 в пользу Китая получаем, что в России должно быть около 20 тысяч журналистов, в пять раз меньше, чем сейчас.
Можно сопоставить и экономику собственно медиа, здесь ситуация еще печальней. Доходы американских печатных СМИ от рекламы составили в 2010 году около $22 млрд. В России от рекламы газеты и журналы заработали
На даже если экономика российских СМИ разовьется до уровня США, принципиально ничего не изменится. По американским меркам, российских журналистов должно быть
Иными словами, на поляне, где корма на 10, максимум 25 тысяч человек пасется более 100 000. Падеж СМИ, который мы наблюдаем последние годы, неудивителен.
Понятно и почему намного более толковый журналист получает меньше рядового клерка. Да потому что в журналистике на хорошую позицию конкурс в 10 человек на место, каковой и не снился офисным рабам. И это понятно опускает планку ожиданий по зарплате много ниже. Поэтому большинство толковых журналистов уходит, например, в PR там очевидно больше денег.
Ясно, и почему так называемые ньюсмейкеры или т. н. селебритис чрезмерно избалованы вниманием СМИ просто этих СМИ в разы больше чем следовало бы. И почему они, ньюсмейкеры, столь нагло и цинично этим вниманием пренебрегают. Аудитория многих СМИ в значительной степени состоит из собственно журналистов другой аудитории на все российские медиа попросту не хватает. А следовательно такие СМИ не являются каналом продвижения значит ими можно и пренебречь.
Последнее утверждение объясняет и известную трансформацию престижа профессии журналиста.
Почему в России
Система вернется в равновесие, когда большая часть журналистов в профессиональном смысле «отомрет»: перепрофилируется или выйдет на пенсию. Тогда и число журналистов, и количество СМИ придет к обоснованному общественным спросом на информацию объему. Тогда с одной стороны медиа в широком смысле (а не как исключение из правила) станут бизнесом, с другой журналистика снова станет уважаемой профессией (будут пускать к послу за стол, если угодно).
Ждать осталось
Источник: МедиаПедиа