Может ли пресса действовать независимо от государственной власти? Так, чтобы не было давления ни Министерства информации, ни проверяющих органов, ни контролируемых профсоюзов? Конечно, для Казахстана такая сладкая жизнь для СМИ
Литва стала независимой в том же 1991 году, как и Казахстан. Однако, несмотря на общий с нами старт, сегодня это член Евросоюза со всеми вытекающими из этого преимуществами для гражданского общества. О состоянии прессы и свободы слова в республике разговор корреспондента «Республики» с президентом Союза журналистов Литвы Дайниусом Радзевичусом.
Господин Радзевичус, скажите, пожалуйста, Союз журналистов Литвы это неправительственная организация?
У нас вообще нет правительственных организаций! А неправительственные организации у нас бывают в форме ассоциаций, публичных учреждений и профсоюзов. Союз журналистов Литвы профсоюз.
Просто берешь и выпускаешь газету
Профсоюз, очевидно, защищает права работников СМИ. Тогда есть, что защищать? Может быть, у вас трудно получить лицензию на выпуск газеты или журнала?
Нет никаких лицензий, только радио и телевидение должны получить частоты. До 1996 года у нас были лицензии, это осталось с советского времени, когда при Министерстве юстиции существовала служба контроля СМИ. А в 1996 году был принят новый закон о СМИ.
А что нужно сделать, чтобы получить частоту для радио или телевидения?
Когда появляется свободная частота, объявляется конкурс. В законе прописано, кому отдается приоритет: в первую очередь информационным, общественным передачам. Если это региональные СМИ, то первенство региональным новостям на темы общества и культуры.
Если создается канал, формата которого еще не было в этом регионе, например при наличии двух музыкальных каналов запускается общественный, то, естественно, приоритет будет отдан ему.
Вернемся к газетам. Какие требования к регистрации печатных СМИ?
А газеты вообще никуда не предоставляют никаких бумаг. Издатель просто выпускает газету и все. Единственное, нужно, чтобы собственником было юридическое лицо, потому что это доходы, деньги, налоги... И еще в уставе должно было прописано, что организация занимается именно этой деятельностью издает СМИ.
Какие законы тогда регулируют деятельность средств массовой информации?
У нас есть закон «Об информировании общественности», конечно, закон «О рекламе» и законодательство о радио и телевидении. Есть отдельный закон, который отчасти регулирует и политическое освещение, «О политических партиях», потому что там прописано, как политики должны общаться с прессой, что они не должны иметь свои СМИ.
Да, есть еще очень специфические законы. Один из странных законов у нас «О защите несовершеннолетних от негативной информации», распространяющийся не только на СМИ, но и вообще на всю информацию. Там есть такие ограничения, которые СМИ не любят.
Что же такого в этом законе?
Это цензура все-таки...
А как у вас определяется цензура, что запрещено в этом законе?
Там прописано, что не должно попасть детям. С какого часа можно показывать по телевидению эротику или, например, фильмы, где слишком много стреляют.
Есть и такой пункт: нельзя в общественной информации делать промоутинг физической пассивности и плохих привычек.
Это как?
Сами удивляемся. Насчет привычек потом объяснили курение, спиртное. А что такое физическая пассивность? Получается, передача про шахматы это плохо, потому что ты сидишь и физически пассивен? Потом нам сказали: это про то, что лениться нехорошо. В общем, это такие понятия, которые в законе прописать невозможно.
На исках к газетам у нас не заработаешь
При таких либеральных правилах, наверное, в Литве очень много печатных СМИ?
Больше 300 журналов, больше 200 газет, десятки радио- и телеканалов (население Литвы, по данным на 2005 год, 3,4 млн человек прим. ред.). С 2002 года перевес пошел в сторону журналов, сейчас газет становится все меньше. Все медиа частные, государству запрещено иметь СМИ. В 1995 году прошла приватизация, но получить СМИ в собственность тогда могли только сами его работники.
Есть общественное телевидение, оно, конечно, получает часть денег из бюджета, но управляется Союзом журналистов.
А частные СМИ получают
Напрямую государство не может спонсировать издания и телеканалы, это запрещено по закону. Но есть Фонд помощи прессе, который управляется Советом общественных организаций, а деньги туда поступают из бюджета. Фонд в основном поддерживает молодежные проекты, региональные и гражданские медиа.
Государственные и евросоюзные деньги также идут на освещение значимых проектов, например, если
Скажите, пожалуйста, отделяются ли у вас клевета и оскорбление от публичных клеветы и оскорбления? Есть ли ограничения для публичных персон? Дело в том, что у нас уже несколько печатных изданий пострадали от многомиллионных исков о возмещении морального вреда власть имущим.
У нас политики тоже поначалу подавали иски, но когда дело дошло до Верховного суда, там постановили, что политик должен смириться с тем, что его деятельность будет под микроскопом и критика для него всегда будет шире. И даже если
Кто чаще всего судится за свою честь?
У нас было не так много исков. Политики быстро поняли, что денег и другой выгоды они на этом не заработают. Больше подают чиновники, есть бизнесмены. Сейчас это чаще иски о вторжении в частную жизнь.
В Казахстане в 9 случаях из 10 СМИ оказывается в проигрыше. А как у вас?
У нас, наоборот, истцу дело очень трудно выиграть, нужно много доказательств. Как доказать, что журналист умышленно, зная, что это не так, говорил, что именно так? Действует презумпция невиновности. У нас даже есть дела, проигранные прессе в Страсбургском суде, и это дало возможность политикам понять, что такое права человека.
Свободу никогда не дают просто так
Есть ли в Литве русскоязычная пресса?
Есть, и у нее очень большие национальные тиражи по 20000, даже, говорят,
У нас издали специальные поправки в законодательство, касающиеся интернет-СМИ. Как у вас регулируют онлайновую прессу?
СМИ у нас делятся на традиционные и информационные онлайн. Это понятие появилось в 2006 году, сейчас дискутируют об их регулировании, о статусе комментаторов на форумах. Мы больше за свободу, а политики за регулирование.
Несут ли ответственность комментаторы за свои высказывания?
Прямую. Был прецедент, когда осудили одного комментатора, написавшего
В Уголовном кодексе перечислено то, о чем нельзя говорить в Интернете: клевета, государственная тайна, расистские вещи. Но если имеет место разглашение государственной тайны, то у нас виноваты будут те, кто ее охранял, а не те, кто распространил!
Да уж, мы о таком и не мечтаем. Удалось ли Вам уже посмотреть Казнет, полистать нашу прессу? Какое складывается мнение?
Я посмотрел кое-что в Интернете, полистал ваши исследования. Вы трансформируетесь, и это делают все. Но у вас придается слишком большое значение законодательной и технологической базе. На мой взгляд, важнее принципы если они определены, не надо долго дискутировать о технологиях.
Это принципы работы как государства, так и общественных организаций и СМИ. Главное, чтобы человек четко знал, что с ним может сделать государство и что он может сделать с государством.
Что Вы думаете о блокировках наших ресурсов? Возникают
В нашей стране настолько сильного регулирования не было. У вас это, можно сказать, технологическая война... У нас процесс демократизации прошел намного быстрее, может быть, нам
... Можно, конечно, говорить о том, что исторически так сложилось, что Литве повезло больше. Но нужно уточнить, что такое в данном случае «везение». Ведь достижения этой страны не случайность или судьба, а политика, адекватное управление государством, которое осуществляют простые смертные. А они выбор своего народа. С этой точки зрения нам действительно не совсем повезло...
Автор: Ирина МЕДНИКОВА
Источник: Республика