Уже несколько недель продолжается заочное противостояние бизнесмена Мухтара Аблязова и среднего зятя казахстанского президента Нурсултана Назарбаева Тимура Кулибаева. Первый раунд информационной войны владелец российской группы компаний «Евразия» обвинил Кулибаева в получении крупных взяток закончился неожиданно. Президентский зять выступил в необычном для себя амплуа душителя свободной прессы, подав в суд... на газеты, которые освещали ход конфликта. Был даже создан прецедент когда тиражи сразу трех крупных газет изымались из продажи решением суда, который не принял во внимание юридическую норму давать месяц на досудебное урегулирование споров. О судебной цензуре и свободе слова в Казахстане председатель Союза журналистов Сейтказы Матаев, который считает: именно свободная пресса является потенциальным защитником чиновников.
Тимур Кулибаев подал в суд на прессу. В этом контексте не так важно оппозиционные газеты оказались под ударом или нет. Создан прецедент. И он нуждается в оценке.
Это было полной неожиданностью. Я не ожидал, что Тимур Кулибаев подаст в суд. Ведь что интересно все прекрасно знают механизм написания статьи в газете. Журналист ссылается на источники, приводит цитаты. То есть, газеты и журналы действуют в рамках закона о СМИ. И все об этом прекрасно знают. Поэтому иск Тимура Кулибаева сразу к нескольким изданиям стал полной неожиданностью. Явочным порядком редакции газет «Свобода слова», «Республика» и «Курсив» узнают, что уже принято некое решение. И оно уже исполняется! (К этому моменту решение судьи уже отменено им же ИА REGNUM Новости). Еще одна неожиданность судебный исполнитель приходит в типографию «Время-принт». Директор типографии объясняет, что они цензурой не занимаются, они отвечают за техническую часть. Но, тем не менее, судебный исполнитель говорит, что они должны выполнять решение суда. Если следовать этой логике, то получается: типографии обязаны выполнять функции цензоров. Вся эта ситуация непонятна. И мы считаем, что Медеуский суд Алма-Аты вышел за рамки своей компетенции, нарушил Конституцию.
У вас нет ощущения дежа вю? Пресса в Казахстане нужна только чиновникам да и то лишь после отставки. До того момента чиновникам неинтересны издания с политическими комментариями а вот когда он в опале начинается визг про свободу слова и мнений.
В принципе, я согласен с вашим мнением. И у Союза журналистов позиция такая же. Когда мы сталкиваемся с чиновниками, я им говорю: «У вас в жизни события могут разворачиваться
Как нормальный публичный человек.
Именно. Такова мировая практика. Все публичные люди находятся под пристальным присмотром общества. Или не занимайся этой работой, и тогда никто о тебе не будет писать. И в отношении Тимура Кулибаева я тоже говорил, что с подачей этого иска он сделал большую глупость. Об этом до того момента знали, может быть, тысячи человек. Сейчас десятки тысяч, сотни тысяч. Звонят уже
Какое определение вы бы дали свободе слова в Казахстане?
Я могу сказать, что свобода слова в Казахстане присутствует. Она есть в законодательных актах, в Конституции. Цензура у нас запрещена, свобода слова одно из главных условий существования нашего общества. Но здесь нужно иметь в виду, что ограничение свободы слова чувствуется со стороны властей, когда они дают государственный заказ на публикации. Есть так называемая «внутренняя цензура». Каждый журналист, работая в том или ином издании, знает, что есть запретные темы или те персоны, о которых он не должен писать. Понятно, что внутренняя цензура существует в любом издании. В том же «Нью-Йорк таймс», «Вашингтон-пост». Они никогда не будут критиковать своих учредителей. Не будут критиковать ту или иную партию, за которую они всегда выступают. Да, я считаю, что свобода слова должна быть. Но здесь есть и вторая сторона мера ответственности. Каждый журналист, каждое издание, публикуя тот или иной материал, должно нести ответственность за него. Общие неписаные правила объективной журналистики соблюдать необходимо.
Но нужна ли свобода слова рабам?
Мы динамично развиваемся. Например,
А насколько традиционному казахскому обществу нужна свобода слова, да и вообще англосаксонские ценности? Например, многие консервативные казахи, воспитанные в традиционных ценностях, скажем, очень негативно отнеслись к одной из самых успешных казахских кинокартин последних десяти лет фильму «Келин», который вошел в шорт-лист «Оскара». Казалось бы успех картины должен был обеспечить на родине лавры режиссеру. А здесь его поносят даже самые, казалось бы, просвещенные депутаты парламента. И главный их аргумент запад учит казахов разврату.
Казахи степные люди. Свобода слова всегда была на этой территории. Многие вопросы решались на курултаях (собраниях ИА REGNUM Новости). Но у нас в обществе есть и люди, которые считают, что свобода слова не нужна, у нас должна быть вертикаль власти, единоначалие. Но это никак не связано с демократией. Есть люди, которые считают, что все частные газеты надо закрыть, пусть будут только государственные. Но эти люди не болеют за наше общество. Есть такие люди. Я их знаю. Они считают, что их бизнес должен развиваться, и это не должно никого касаться. Что касается фильма «Келин». Я тоже внимательно следил за этой дискуссией. Я хорошо знаю автора фильма, Ермека Турсунова. Очень своеобразный человек, у него свои подходы есть ко всему. Но для меня не было неожиданностью, что депутаты стали выступать против этого фильма. У человека есть свое видение, он имеет право это сказать. Большинству из тех, кто смотрел фильм в Казахстане, он понравился, я знаю. Но есть и те, кто его не принял. И в этом нет ничего противоестественного. И уж тем более не надо делать глобальных выводов. Каждый воспринимает искусство по мере своего воспитания. В отношении Ермека Турсунова я могу сказать, то он очень хороший журналист, я с большим уважением отношусь к его творчеству. Книгу «Мамлюк» он написал, это исследовательская работа. Человек жил в Казахстане, потом долгое время находился в Америке, но потом вернулся в страну, он хочет
Михаил Пак, Алма-Ата
Источник: REGNUM