следующем году рекламный рынок ждут тяжелые времена, говорят аналитики и участники рынка. Количество рекламодателей может сократиться на 20%.
"Мы не исключаем, что усугубляющийся кризис ликвидности и крайне нестабильная ситуация на финансовых рынках в целом может негативно отразиться на российском рынке рекламы", - говорит аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин.
В первую очередь речь идет о возможных сокращениях рекламных бюджетов. В основном это может коснуться игроков сектора FMCG (товаров повседневного спроса - dpmoney), являющихся крупнейшими рекламодателями. А также банков, ориентированных на развитие розничных направлений, и девелоперских компаний, считает эксперт. По мнению вице-президента Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Владимира Евстафьева, в первую очередь сократят рекламные бюджеты банки и финансовые организации, потом ритейлеры и девелоперы, а затем западные компании, которые ввозят свою продукцию в Россию.
"Наиболее пессимистичный сценарий дальнейшего развития событий может подразумевать существенное – на 15-20% - сокращение количества рекламодателей на период один-три года", - говорит Максим Клягин. При этом, по данным АКАР, объем рекламного рынка в январе-июне составил 126-127 млрд рублей.
Но случится это лишь в следующем году, говорит Владимир Евстафьев. "Пока кризиса нет, - говорит Константин Авдеев, директор по закупкам ТВ и радио в Group M, - если он случится, то это коснется всех клиентов, которые сократят расходы на рекламу". На вопрос, сократил ли уже кто-то свои рекламные расходы, господин Авдеев отказался отвечать. Антон Чаркин, PR-директор "Видео Интернешнл" говорит, что сейчас на рынке все в рамках ранее сделанных прогнозов. "Прогноз на следующие годы мы тоже не снижали после того, как начались проблемы на фондовом рынке", - добавил он.
Вице-президент АКАРа Владимир Евстафьев полагает, что все самое негативное начнется в 2009 году. По его мнению, ситуация может развиваться следующим образом.
Во-первых, банки и все, кто связан с финансовым сектором, присутствующие на фондовом рынке, просто снимут свою рекламу. "Это крупный сегмент рекламного рынка. Они запросто могут снизить свою активность. Если кризис глубокий – могут просто убрать всю рекламу, если нет – уменьшить ее количество. Надо сказать, что если кризис будет серьезным, то сокращение темпов роста на рынке рекламы именно в банковском сеткоре составит порядка 20%", - говорит Владимир Евстафьев.
Далее, если ситуация будет углубляться, банки изменят условия кредитования своих клиентов – девелоперов и ритейла. Компании этого сектора начнут чувствовать себя менее уверенно, и это тоже повлечет за собой сокращение рекламных бюджетов.
В качсестве третьего варианта вице-президент АКАРа рассматривает катастрофический сценарий. "Если кризис будет очень серьезным, о какой рекламе вообще может идти речь?! Пока рекламный рынок не почувствовал влияния проблем на фондовом рынке. Все будет в следующем году. Но вот что произойдет дальше, никто толком не знает", - говорит он.
Источник: Media onLine