Internews Kazakhstan

Где лежат деньги за видео. Крупнейшие видеосервисы интернета встали на путь монетизации

Cоздан:   ср, 19/05/2010 - 09:41
Категория:
Тэги:

С 24 мая самое интересное видео в Сети станет платным. Недавно стало известно о том, что второй по величине видеосервис мира — Hulu.com, традиционно делающий ставку на публикацию качественного профессионального видео, будет брать плату за просмотр контента.

Бесплатными останутся лишь пять последних выпусков телесериалов и телешоу: Lost, Song, «Субботним вечером в прямом эфире» и ещё некоторые. За доступ к остальным видео придётся платить 9,95 доллара в месяц. Формально платным будет не весь Hulu, а лишь сервис Hulu Plus, но в общем доступе почти ничего полезного и интересного оказываться не будет.

Надо сказать, что этот сервис, в отличие от своего главного конкурента YouTube, всё-таки приносит своим создателям хоть какую-то прибыль. В 2009 году рекламная выручка Hulu составила 100 млн долларов. В этом году инвесторы — телекомпании Fox, NBC, ABC, News Corp., Walt Disney Co. и Providence Equity Partners — хотят заработать ещё больше.

Впервые о том, что Hulu приносит пусть и небольшие для своих миллиардных показов видео, стало известно лишь чуть больше месяца назад. Гендиректор компании Джейсон Килар тогда не мог нарадоваться: «Наш бизнес — дистрибуция контента. Нам сопутствовал большой успех за счёт масштаба проекта и грамотного управления». Владельцам же Hulu этого, очевидно, показалось мало. Они не скрывают того, что ожидали от проекта других прибылей, когда запускали его. А потому радикально исправить положение, говорят они, можно только путём введения на сайте платной подписки.

Оправдана ли такая стратегия? Западные эксперты уверены, что затея с платной подпиской удастся по причине того, что Hulu размещает только качественный профессиональный контент, который зачастую легально в интернете доступен только у него, и нигде больше. А платить за эксклюзив пользователи часто согласны. Да и цена в менее чем 10 долларов за месяц использования не так велика.

Впрочем, существует и другая версия относительно того, почему Hulu станет платным. В последнее время сервис стал ощущать острую нехватку контента: кабельные телеканалы, сетуя на падение рейтингов из-за растущей популярности интернета, начали бастовать: если телекомпания продаёт им свой контент, он должен быть уникальным. А всякий раз, когда возникал такой конфликт интересов, продюсеры делали выбор в пользу кабельщиков: они-то предлагают за использование контента деньги, причём достаточно серьёзные. Таким образом, переход Hulu на платные рельсы скорее необходимость, нежели алчность.

Давление интернета на ТВ в последнее время стало действительно очень заметным. Недавнее исследование компании Convergence Consulting Group выявило, что в США уже 800 тыс. семей отказалось от подписки на кабельное ТВ и предпочло ей широкий канал доступа в интернет. Все эти люди, говорят исследователи, предпочитают смотреть любимые передачи не на ТВ, пусть даже и цифровом, а в интернете: так быстрее найти нужное и удобнее. Аналитики прогнозируют, что по итогам 2010 года число домохозяйств США, которые откажутся от телевидения в пользу онлайна, составит 1 млн 600 тыс. человек. В будущем эта цифра будет только расти. Главной альтернативой кабелю все эти люди называют сервисы вроде Hulu, Netflix, YouTube и магазин Apple iTunes.

Сегодня рынок кабельного ТВ в США оценивается в 84 млрд долларов, его смотрит 100 млн человек. Однако, говорят эксперты, телекомпаниям необходимо научиться зарабатывать в интернете, так как в будущем телевизионщикам придётся работать именно на интернет-аудиторию.

Американская компания Hillcrest Labs даже выпустила специальный браузер Kylo, рассчитанный на тех пользователей, которые смотрят видео с экрана монитора или ноутбука. Дело в том, что все сайты сегодня ориентированы на то, что пользователь будет находиться в непосредственной близости от экрана, а потому все навигационные значки в браузерах небольшого размера. Kylo предлагает крупные экранные значки и возможности для простого и быстрого масштабирования веб-картинок. В стартовой странице программы — 128 популярных видеосайтов.

Помимо этого, компания предлагает специальный пульт дистанционного управления — Loop, управляющий компьютером, с которого смотрится, например, фильм на Hulu. Стоит он, правда, немало — 99 долларов.

Дмитрий Молчанов, аналитик исследовательской компании Yankee Group, говорит, что такой шаг Hulu вполне логичен: «Компании необходимо зарабатывать больше на той аудитории, что у неё есть». Он также добавляет, что в ближайшее время Hulu должен стать доступен для других устройств: мобильных телефонов и игровых приставок. Должна быть и версия сайта для устройств с поддержкой HDTV.

Кстати, компания Dell уже показала свой первый мобильный телефон на ОС Google Android. Одним из «штатных» приложений в нём будет как раз мобильная версия Hulu. По мнению Молчанова, в будущем Hulu вполне может стать главной причиной головной боли кабельных операторов: для этого ему достаточно лишь инвестировать значительные средства в улучшение качества картинки и в кросс-платформенность своих услуг. Начало этому положено. Кабельное ТВ, понятное дело, никогда не будет доступно на мобильных телефонах, и это его большой минус.

Google, владеющая YouTube и традиционно верная рекламной модели монетизации, тоже не удержалась и решила подзаработать деньжат на платных показах. Недавно компания открыла магазин по продаже видеоконтента. Фильмы и телешоу здесь продаются по цене от 99 центов до 3,99 доллара. Фильмы не покупаются «навсегда», а «сдаются в аренду»: после оплаты просмотра у пользователя будет 48 часов на то, чтобы насладиться приобретением. Затем доступ снова закроется. Какой спрос на услугу, пока неясно. Но очевидно, что прежняя модель YouTube — демонстрация текстовых рекламных объявлений внутри роликов — не приносит желаемого эффекта. Возможно, «плата за просмотр» — это действительно единственный путь к коммерциализации Веба как такового, а не только его видеосервисов.

Источник: Частный корреспондент