Какие ассоциации у вас вызывают слова «цветы» или «фрукт»? 98% людей в первом случае ответят розы, а во втором яблоко. Шаблонное восприятие потребителей акулы рекламного бизнеса используют себе на пользу. Но действительно ли применение стереотипов в рекламе прямо пропорционально ее эффективности? Об этом Profinance.kz решила узнать у посла международной ассоциации имидж-консультантов в РК (AICI) Максима Ракова.
Реклама, в которой мужчина засовывает котенка в стиральную машину или отправляется под дождь ради того, чтобы принести супруге любимый майонез, ребенок пачкает белоснежную рубашку, а женщины озабочены только проблемами своего веса, устранением пятен и запахов, сегодня не редкость. Клише и шаблоны в казахстанской рекламе применяются повсеместно, вы согласны?
Стереотипы те образы, которые сформировали для себя взрослые, чтобы не познавать мир заново. Они здорово облегчают жизнь людей. Естественно, рекламный рынок любой страны опирается на определенные стереотипы. Равно как и принципы рекламы базируются на принципах психологии. Рекламный рынок Казахстана сильно отражает ее социальный уклад. Мы остаемся государством с классическими ценностями, которые на западе могут показаться устаревшими. Женщина-это хранительница домашнего очага, мать, жена. В отечественной
Скажите, какая категория рекламы порождает наибольшее число стереотипов и с чем это связано?
Телевизионная реклама. Поскольку в задачу ролика входит необходимость показать утилитарность продукта через его эмоциональное содержание. Еще Котлер говорил о том, что мы покупаем не конкретный предмет, а его утилитарность, те практические «бенефиты», которые он нам предоставляет. Мы покупаем не ручку Parker, а статус, не стиральную машину, а те эмоции, которые вызывает чувство свежести и сэкономленное время. Что делает телевизионная реклама? Она наглядно показывает, как счастливая мама бежит стирать с супер-порошком «Два в одном», подросток испытывает райское удовольствие, поглощая шоколадный батончик, и вся семья веселится вокруг чайника чая. Причем веселятся так, что у недалекого обывателя может сложиться впечатление, что пьет счастливая семья вовсе не чай. Телевизионный ролик имеет возможность продемонстрировать отрывок классического сценария жизни человека с рекламируемым продуктом. А для того, чтобы рекламное сообщение было доведено до потребителя, говорить нужно на понятном и четком языке прямых ассоциаций, то есть стереотипов. Успех = классический костюм, проблемы женщины = лишний вес, прическа и критические дни, шоколад = наслаждение, медицинский препарат = дорожка к абсолютному здоровью и т. п.
Каким образом клише влияют на эффективность рекламы?
Они заставляют нас доверять рекламе. Мы, конечно же, знаем, что умные люди не обязательно должны носить очки, а девушки быть модельной внешности. Но такова природа людей, стереотипы помогают нам сделать процесс восприятия окружающей действительности проще.
Получается, ломать стереотипы в рекламе вовсе необязательно?
Я думаю, что единственный тип рекламы, в которых крушение стереотипов является основным залогом успеха кампании социальная реклама. Но, к сожалению, при том, что такая реклама очень необходима нашему обществу, рекламные кампании направленные на социальные проблемы в нашей стране, можно пересчитать по пальцам.
Если говорить о коммерческой рекламе, не вижу смысла пытаться ломать стереотипы. Реклама, ни что иное, как отражение социальных, политических, культурных процессов, происходящих в обществе со свойственными ему нормами жизни и стереотипами. Как можно сломать отражение? Либо уничтожить зеркало, либо изменить предмет. И даже если найдутся такие чудаки, которые захотят это сделать, Каннских львов они, может, и заработают, но увеличатся ли продажи продукта в долгосрочной перспективе? Это большой вопрос. Опять же не стоит путать ломку стереотипов в рекламе и шокирующую рекламу. Шокирующая реклама тоже имеет ряд своих собственных стереотипов.
Восприятие рекламы зрителем определяется в рамках его принадлежности к конкретной целевой аудитории. Определив, кто наш потребитель, вся наша рекламная концепция фактически строится на стереотипных представлениях о том, как может выглядеть наш потребитель. Куда обычно ходит наш потребитель, какие ценности обычно для него имеют значение, как он обычно проводит свой досуг и т. п. И обратную связь к потребителю осуществляется через те же самые «обычно». Вот такой получается диалог рекламиста и потребителя.
Источник: Объединенный Индустриальный комитет