«Если вы хотите стать журналистом, а значит определять общественное мнение, быть в курсе всех событий и первым доносить свои новости до зрителей или читателей, если вы стремитесь быть там, куда простым смертным дорога закрыта, то наш вуз поможет вам реализовать свои амбиции». Такое объявление размещено на сайте одного из высших негосударственных учебных заведений Петербурга.
Конечно, если вы талантливы, хорошо готовились и вам повезет, то сможете попасть и в государственное учебное заведение на бюджетную основу. А если нет (шансов немного, поскольку количество бюджетных мест в разы превышает платные)? Тогда придется за образование платить. Как оказалось, помощь в деле подготовки журналистов вузы северной столицы оценивают недешево.
Специалистов и бакалавров по специальности «журналистика» и «связи с общественностью» сегодня готовят несколько высших учебных заведений, в зависимости от вуза цены разнятся в несколько раз.
Так, в Санкт-Петербургском государственном университете готовят бакалавров по программе «Журналистика» и специалистов по связям с общественностью. Как сообщили Лениздат. Ру на журфаке, на сегодня стоимость обучения на журналиста составляет 85 тыс. в семестр, на специалиста по связям с общественностью 100 тысяч. И, скорее всего, отметили на факультете, грядет повышение примерно на 10%. Сэкономить можно, если пойти на вечернее отделение или в другой вуз.
Например, в Институте массовых коммуникаций Университета кино и телевидения тоже есть подготовка по обоим направлениям. В этом вузе стоимость обучения журналистике (бакалавриат) составляет 74 тыс. рублей в год, связям с общественностью 98 тыс. рублей в год.
Несмотря на нелестные отзывы ректора Гуманитарного университета профсоюзов Александра Запесоцкого в адрес журналистов, подготовка специалистов данной профессии осуществляется и в его вузе. Стоимость обучения по специальности «журналистика» в ГУП оценивается в 114 тыс. рублей за курс, «связи с общественностью» в 135,5 тыс. рублей.
Помимо этого, журналистов готовят в Институте телевидения, бизнеса и дизайна, здесь цена вопроса 102 тыс. рублей в год. Специалистов по связям с общественностью выпускает Университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (стоимость обучения 40,5 тыс. рублей за семестр) и ЛЭТИ (85 тыс. за год).
По мнению экспертов, опрошенных Лениздат. Ру, цены на обучение завышены.
Так, редактор пресс-центра «Комсомолки в Петербурге», член правления Союза журналистов, имеющая опыт преподавания журналистике, Татьяна Зазорина отмечает несоответствие цены и качества. «На мой взгляд, стоимость обучения никак не соответствует тому, что получает в итоге студент.
«Во-вторых, отмечает она, нет специализации, что тоже, на мой взгляд, должно быть. Во Франции, например, обучают журналистов по разным направлениям. Например, пишущих о медицине. А у нас готовят не журналистов, а более-менее начитанных людей, и то не уверена. Ведь сейчас язык в СМИ стал грязным и безграмотным».
Кроме того, если берутся деньги за обучение, то, наверное, стоило бы подбирать таким студентам кураторов для практики, которые бы и помогли, и научили, полагает Зазорина. «И при этом труд кураторов тоже должен быть отдельно оплачен. Раз уж факультет берет за образование такие огромные деньги!» добавила она. А так, по ее словам, студент приходит в газету и бегает по разовым заданиям: лишь бы опубликовать несколько строк для зачета. А еще Татьяна Зазорина отметила, что надо тщательнее отбирать газеты для практики. «Я смотрела, в каких газетах студенты проходят практику, и не верила, что такие партийно-заплесневелые издания еще существуют!» удивляется редактор.
По мнению экономического обозревателя «Санкт-Петербургских ведомостей» Александра Вертячих, говоря о стоимости образования, важно понимать, на кого мы ориентируемся. Если говорить о профессиональной специальности, то, по мнению Александра, сегодняшние цены очень высокие, потому что люди, которые реально хотят пойти в журналистику, приходят не из самых обеспеченных семей и, наоборот, нужно стимулировать привлечение таких кадров за счет недорогого образования. «Для профессионального образования это очень дорого, отметил Александр Вертячих. Потому что человек, который будет работать в прессе, таких денег там не найдет. Журналист не такая хлебная работа, как в других сферах». Примерно то же самое, по мнению экономического обозревателя, можно сказать и о подготовке специалистов по связям с общественностью.
С последним утверждением не согласен руководитель отдела рекрутмента кадрового агентства «Питер-консалтинг Петербург» Игорь Щегольков. На его взгляд, обучение специальности «связи с общественностью» стоит своих денег, поскольку оно ближе к бизнесу. «Хотя, конечно, все построено так, что выживает сильнейший: из всего курса максимум два-три человека действительно будут очень востребованы, так как смогут принести хорошую прибыль компании. Таким сотрудникам готовы платить большие деньги. Чуть менее успешные выпускники также смогут найти работу, но на менее выгодных условиях», рассуждает Щегольков.
А вот что касается журналистики, тут его мнение сходится с людьми из профессии. «По долгу службы нам приходится искать разных людей. И встречаются те, кто закончил факультет журналистики, но при этом хотят сменить сферу деятельности и пойти работать в другое направление, рассказал Игорь Щегольков. Такие люди рассматривают различные варианты трудоустройства с заработной платной от 20 тыс. рублей. Рассуждая методом от противного, можно понять, что происходит на рынке труда журналистов. Если девушка закончила вуз и хочет получать 20 тыс. рублей, работая секретарем, значит, 20 тыс. рублей ей как журналисту никто не может предложить. Опираясь на собственную практику, могу сказать, что даже специалистам с большим опытом работы, порядка 20 лет, на должности главного редактора предлагают в среднем от 50 до 70 тыс. рублей».
Говоря о журналистике, Игорь Щегольков отметил, что сегодня рынок труда перенасыщен молодыми специалистами. И сами вузы, на его взгляд, создают дополнительную проблему, продолжая выпускать большое количество невостребованной молодежи. При этом выпускники прошлого года, которые не нашли работу до настоящего времени, сегодня продолжают ее искать. И сзади им на пятки начнут наступать выпускники года нынешнего. «Соответственно, компаниям, заинтересованным в подборе специалиста в области журналистики, будет сложнее им придется выбирать не из 100, а из 200 претендентов, каждый из которых будет заявлять о том, что он лучший, сильнейший. Ведь, как говорят в нашей компании, человек никогда не бывает так близок к идеалу, как во время прохождения собеседования», пояснил специалист.
По его мнению, возможно, столь высокая плата за знания в этой области не что иное, как попытка вузов искусственно сократить количество абитуриентов. «Но очереди в приемных комиссиях вовсе не редеют, отмечает он. И если ситуация в ближайшее время не изменится, журналисты встанут на одну ступень с экономистами и юристами, спрос на которых уже давно в десятки раз ниже предложения. Поэтому, на мой взгляд, журналистика не оправдывает сегодняшние затраты на обучение».
Для сравнения
В СПбГУ стоимость обучения на журфаке сопоставима с обучением бакалавров на юридическом факультете: в прошлом году плата за один семестр составляла 89 870 рублей (на этот год цены пока неизвестны).
В Университете им. проф. М. А. Бонч-Бруевича стоимость обучения почти по всем специальностям одинакова и, таким образом, подготовка по специальности «связи с общественностью» здесь оценивается так же, как и по специальностям «экономика и управление на предприятии», «радиосвязь, радиовещание и телевидение», «автоматизированные системы обработки информации и управления», «многоканальные телекоммуникационные системы».
В Институте телевидения, бизнеса и дизайна обучение по специальности «журналистика» стоит примерно так же, как и по специальности «дизайнер (дизайнер среды)», 116 тысяч в год.
Справка
В вакансиях на HeadHunter.ru журналисту-редактору предлагается зарплата от 18 тысяч, специалисту пресс-службы порядка 30 тысяч, на Superjob.ru: журналисту
Подпись: Ирина Смирнова
Источник: Лениздат