«Я считаю, что необходимо кардинально реформировать систему образования и прекратить принимать в университеты детей, то есть обучать выпускников школ», - сказал в интервью Олег Панфилов, директор Центра экстремальной журналистики.
Олег Панфилов отметил, что влияние мирового финансового кризиса на российские СМИ условно можно разделить на две части: экономическое влияние и влияние на контент изданий.
По поводу первого пункта Панфилов отметил, что финансовое состояние российских СМИ значительно ухудшилось. По словам Панфилова, даже довольно рентабельные московские газеты почувствовали на себе влияние кризиса. Так, “Комсомольская правда” еще осенью прошлого года была вынуждена сократить штат, другие газеты пошли на мировое соглашение с журналистами, и чтобы не сокращать штат, работники СМИ согласились на уменьшение зарплаты. В качестве примера эксперт привел «Независимую газету», которая сократила заработную плату журналистов на 30 процентов.
«Что касается масштабов влияния кризиса на Россию, то о нем сложно говорить, так как в России не проводятся подобного рода исследования. Проблема заключается в том, что большинство формально независимых газет, во многом зависят от расположения власти. В России почти нет медиа-бизнеса, есть только несколько холдингов, которые зарабатывают деньги на создании газет. Благополучие подобных газет во многом зависит от того, насколько сильно они “любят” власть. Если они будут писать о власти плохо, то она начнет их преследовать. Здесь я имею в виду газеты, которые принадлежат олигархам или представителям бизнеса, а таких большинство. Олигарх, который зарабатывает деньги на газе, нефти и так далее, приобретает себе издание исключительно для демонстрации любви к власти», - отметил директор Центра экстремальной журналистики.
«Есть даже такой анекдот: “Встречаются два бизнесмена, и один говорит другому, что у него проблемы в бизнесе, власть им недовольна. Другой ему посоветовал купить газету и в этой газете писать про любовь к власти и тогда бизнес наладится”. Именно так в России и получается. Поэтому невозможно изучать то, что трудно назвать медиа-бизнесом», - сказал Панфилов.
Рассказывая о том, как изменилось внутреннее содержание СМИ России, Панфилов отметил, что власть запретила писать о кризисе, как о трагедии.
«Было много публичных выступлений, когда разные политики и депутаты говорили, что пугать людей кризисом не надо, что Россия переживает временные трудности и все будет хорошо. Последний месяц все начинают говорить, что обстановка нормализуется и кризис заканчивается. Однако, по мнению многих экономистов, сейчас начинается второй этап кризиса», - отметил Олег Панфилов.
Отвечая на вопрос, какими СМИ выйдут из кризиса, Панфилов сказал: «Мы могли говорить, что они станут закаленными, если бы имели в виду свободные СМИ. То есть свободные СМИ во время кризиса потеряли деньги, снизили тиражи, а потом нашли возможность выстоять и победить. Однако в России СМИ очень зависимы от государства, поэтому я думаю, что провластные СМИ какими были, такими и останутся».
«Газетная журналистика глупее и менее образована, чем телевизионная. Она до сих пор содержит в себе постсоветское утверждение, что журналистика является четвертой властью и журналисты ведут себя соответственно, стараются очернить кого-то, чтобы ему было плохо. Никто не понимает, что журналистика – это профессия информирования населения о происходящем, а не навязывание своего мнения», - отметил Панфилов
Затрагивая тему журналистского образования, Панфилов отметил, что оно никак не меняется: «До сих обучение на факультетах журналистки проходит по советским программам. Университетское образование меняется только там, где появляются люди, которые хотят и умеют менять эту систему. Однако подобного рода университетов в России очень мало».
«Большей часть преподаватели на факультетах журналистики являются филологами, которые всю жизнь изучали творчество Фета и Чехова, а потом их направили на фронт журналистики. К примеру, меня однажды пригласили на только созданный журфак в одном из университетов Тамбова, где я прочитал открытую лекцию для студентов. Во-первых, я увидел около 99 процентов девушек, сейчас можно наблюдать тенденцию, что вся постсоветская журналистика является женской. Во-вторых, я познакомился с деканом факультета, которая является кандидатом филологических наук и занимается творчеством какого-то поэта», - рассказал Панфилов.
Эксперт отметил, что помимо проблемы преподавательских кадров, в российских вузах наблюдается нехватка книг и учебных пособий, которые могли помогать студентам в учебном процессе.
«Я считаю, что необходимо кардинально реформировать систему образования и прекратить принимать в университеты детей, то есть обучать выпускников школ. Обучать журналистике необходимо на магистратуре, то есть взрослых людей, уже получивших какое-либо высшее образование, независимо от того, гуманитарное оно или техническое. Обучать тех людей, которые уже немного знают жизнь, которые понимают какие-то нюансы. Именно из таких людей выходят хорошие специалисты. Если человек получил экономическое образование, то он становится хорошим экономическим обозревателем. Именно по такой системе построена большая часть западного журналистского образования», - отметил Панфилов.
«Я думаю, что в России специально сохраняют ту программу обучения людей, чья профессия раньше называлась “работник средств массовой информации и пропаганды”. Я думаю, что это можно объяснить тем, что университетам и власти выгоднее выпускать бездарей, потому что их проще задействовать в пропаганде», - заключил Олег Панфилов.
Источник: Бишкекский Пресс Клуб