Возможно,
Итак.
Что же такое журналистика данных?
Журналистика данных это совмещение журналистом роли переводчика с экономического/государственного/цифрового языка в язык понятный всем и, одновременно, роли аналитика представляющего материалы в предельно наглядной форме. Это могут быть списки, графики, интерактивные карты, специальные веб-компоненты которые позволяют отображать данные разными специальными способами и так далее. Во всех случаях текст здесь является вспомогательным, а не основным инструментом. Эта особенность существенно меняет и форму подачи материалов. Информацию гораздо сложнее сделать эмоциональной, но и одновременно она куда более наглядна, поскольку один список или одна картинка, один график могут быть куда более наглядными чем тысячи слов.
Зачем это нужно?
Первая и ключевая причина это наглядность подобного способа представления информации. Это позволяет охватить и удержать аудиторию которая не всегда готова вчитываться в большие тексты, но хорошо понимает их визуальное представление. Это одновременно, и упрощение подачи материалов, и усложнение процесса их подготовки. Журналистика данных это новый тренд, явление которое сейчас проявляется в очень многих странах мира, в виде отдельных проектов крупных медиахолдингов и в виде личных датаблогов посвященных визуализации различной общественно значимой информации. Иначе говоря, для многих журналистов это возможность получить признание и занять пока ещё пустующие ниши в медиапространстве. Учитывая что журналистика данных сейчас на подъеме и к не приходят все большее число СМИ, это может более чем востребовано в ближайшем будущем.
Пример: Guardian Datablog
В качестве заметного примера можно привести блог данных газеты Guardian в Великобритании. Этот блог, который можно назвать также отдельной редакторской колонкой, существует уже более
Это блог который и изначально вел один журналист Симон Роджерс (Simon Rodgers), а теперь туда пишет более 5 журналистов Guardian и пишут ежедневно,
Из последних примеров список заключенных Guantanomo и дефицит бюджета Великобритании
Пример: Los Angeles Times: Data Desk
У Los Angeles Times есть свой проект по данным который называется Data Desk. Это в меньшей степени работа журналистов и в большей степени редактора и команды программистов поскольку в Data Desk публикуются данные и списки, они накладываются на карту Калифорнии или делаются в иной интерактивной форме. Фактически это сервисы, над открытыми данными. В некоторых из них они берут информацию из существующих общественных проектов и сужают срезы только до Лос Анжелеса или до Калифорнии.
В чем сложности и ограничения
Главное ограничение это необходимость навыков работы с рядом аналитических и технических инструментов. Это включает такие инструменты как Excel, Google Docs, IBM ManyEyes, Wordle и многие другие. Далеко не все журналисты обладают навыками работы с этими инструментами и большинство из тех кто такими навыками обладают понимают то как необходимо подавать материалы в понятном медиа-формате.
Второе ограничение это сравнительно невысокая доступность баз данных по России. У нас далеко не столь много общедоступной информации в структурированном виде чем в Великобритании или в США. У нас нет общероссийского государственного портала по открытым данным, нет специальных разделов с открытыми данными на сайтах органов власти и так далее. Зачастую даже если информация есть, её необходимо искать и преобразовывать.
Впрочем, на мой взгляд, это не неразрешимая задача. Данных у нас немало, особенно данных касающихся различных финансовых вопросов бюджетов, индикаторов Центробанка и даже статистики по сдаче ЕГЭ.
Поэтому главное ограничение всё таки человеческое, чтобы вести темы в журналистике данных нужны заинтересованные в этой теме журналисты.
Как начать?
Я знаю что некоторые издания в России публикуют инфографику и результат анализа некоторых госданных, но, пока это происходит несистемно. Не в сфокусиронованном формате на открытые данные, на публичность государства, на понятность того что пишется.
Если Вы журналист, то задуматься и попробовать вести блог в формате журналистики данных. Предложить такой формат Вашей редакции. Вполне может быть что этот формат окажется востребованным аудиторией.
Если Вы редактор, то вполне возможно что журналистика данных это именно то чего нехватает Вашему изданию и этот пост хорошая точка для старта.
Важно задать правильный формат изначально. Установить формат именно как журналистики данных, делать это в контексте открытых данных во всем мире.
С чего начать
В августе 2010 года в Европе прошла конференция по Data Driven Journalism и её отчет доступен онлайн http://mediapusher.eu/datadrivenjournalism/pdf/ddj_paper_final.pdf
В этом документе есть много примеров того как журналистика данных работает и используется по всему миру. Там же немало ссылок на инструменты которые журналист данных может использовать в своей работе.
А также существует немало инструментов доступных онлайн, я перечислю ключевые из них:
1. Google Docs https://docs.google.com/
Сервис работы с документами и таблицами от Google. Помимо того что позволяет публиковать таблицы из Excelя онлайн, для всеобщего доступа, там также есть возможность строить графики на основе этой информации.
2. Wordle http://www.wordle.net
Wordle это сервис по созданию «карт текста». Вы загружаете туда документ, а он подсчитывает частоту упоминаемости слов и наглядно отображает их в виде инфографики.
Пример визуализации ответов Медведева с его пресс-конференции я приводил совсем недавно.
3. IBM ManyEyes http://www-958.ibm.com/software/data/cognos/manyeyes/
IBM ManyEyes это сервис визуализации данных в форме различных графиков, наложения их на карты (мира или США) и построения ряда редких и наглядных графиков вроде Bubble Chart.
В 2010 году я публиковал бюджет Москвы на ManyEyes и скажу Вам что для визуализации сравнений это бесподобный инструмент и не самый сложный.
Приложение. Ссылки
Каталоги открытых данных
- OpenGovData.ru (Россия) http://www.opengovdata.ru
- DataGov.ru (Россия) http://www.datagov.ru (создан чтобы стать data.gov.ru)
- Data.gov (US), http://www.data.gov/
- Data.gov.uk (UK) http://data.gov.uk/
- Worldbank, Data http://data.worldbank.org/
- Scraperwiki, http://scraperwiki.com/
- Open Knowledge Foundation, http://okfn.org/
Ссылки по визуализации
- Visual Complexity, http://www.visualcomplexity.com/vc/
- Flowing Data, http://flowingdata.com/
- Well-formed Data, http://well-formed-data.net/
- Information Aesthetics, http://infosthetics.com/
- Good Magazine, http://www.good.is/
- University of Amsterdam, http://www.digitalmethods.net/
- Simple Complexity, http://simplecomplexity.net/
- A Beautiful WWW, http://abeautifulwww.com/
- Infografistas, http://infografistas.blogspot.com/
- Visual Editors, http://www.coolinfographics.com/
- Cool Infographics, http://www.coolinfographics.com/
- Datenjournalist. German blog on ddj. http://www.datenjournalist.de/
Инструменты, большая подборка
-
Document Cloud, http://www.documentcloud.org/home
- Google Code Playground: Helps to explore Google data and tools. http://code.google.com/apis/ajax/playground/
-
Zemanta, http://www.zemanta.com/
-
Open Calais, http://www.opencalais.com/
- API Playground helping journalists to understand API Data. http://apiplayground.org/
- Gapminder Desktop, http://www.gapminder.org/desktop/
-
Yahoo Pipes, http://pipes.yahoo.com/pipes/
Руководства/Рекомендации
- OUseful.info, http://blog.ouseful.info/
Оригинал статьи: ivan.begtin.name
Источник: Редакторский портал