Internews Kazakhstan

Как телевидение прощалось с Людмилой Гурченко. КоммерсантЪопределил телелидера недели с 28 марта по 3 апреля

Cоздан:   ср, 06/04/2011 - 13:26
Категория:
Тэги:

30 марта не стало Людмилы Гурченко. Реакция телевидения на смерть очень известных людей всегда бывает разной. Неоднозначной. И не всегда стремительной. В этот раз «Первый канал» отреагировал мгновенно. Собственно, большинство зрителей именно из эфира «Первого» узнали, что Гурченко умерла. Всего за 20 минут канал переверстал свою сетку и поставил в эфир интервью, которое брал у актрисы Андрей Малахов накануне ее юбилея. Тогда смотреть это было неловко, поскольку Андрей Малахов — ведущий самого популярного ток-шоу в стране — это одно, а Андрей Малахов — интервьюер — это совсем другое.

30 марта, когда шел повтор этого выпуска «Пусть говорят», внизу экрана стоял титр «Сегодня умерла Людмила Гурченко». И только потом эта новость разлетелась по всем каналам. Вообще, реакция «Первого канала» на смерть Гурченко была безукоризненной. Конечно, интервью Андрея Малахова далеко не лучшее, чем можно было почтить память актрисы в первые минуты, когда стало известно о ее смерти. Но это было действительно адекватным телевизионным решением, отвечающим интересам многих зрителей в тот момент. Об этом свидетельствуют и рейтинги. Чем дольше в день смерти Людмилы Гурченко шел повтор ее интервью с Андреем Малаховым, тем больше телезрителей к нему присоединялось. Если в начале программы доля аудитории составила лишь около 20% с рейтингом 7%, то дальше каждые десять минут доля только росла, дойдя в итоге до 25%. К финалу повтор последнего интервью Людмилы Гурченко на «Первом канале» смотрел уже каждый десятый москвич, и примерно столько же людей было на следующий день и по стране в целом. Средняя доля программы в Москве составила 21%, общероссийский показатель превысил 25%.

Если для большинства зрителей прощание с Людмилой Гурченко в день ее смерти в эфире «Первого канала» прошло глазами Андрея Малахова (в конце программы ведущий уже в прямом эфире попрощался с любимой актрисой), то для тех, у кого в памяти навсегда останется и другая Гурченко, здесь показали еще одну программу. В 22.30 «Первый» поставил повтор интервью, которое актриса также давала в ноябре в программе Бориса Бермана и Ильдара Жандарева «На ночь глядя». Эту беседу невозможно было воспринимать в прошедшем времени. Гурченко хотелось слушать, слушать и слушать... И тогда в ноябре и уж тем более сейчас, в программе Бермана и Жандарева, был виден невероятный масштаб личности и актрисы Гурченко в одном лице.

А в полночь «Первый» поставил и одну из лучших работ Гурченко — фильм Никиты Михалкова «Пять вечеров» по одноименной пьесе Александра Володина с ее неповторимым причитанием в финале: «Только бы не было войны...». Так мощно и точно для очень разных людей или, если говорить языком телевизионной социологии, разных типов телевизионной аудитории в день смерти актрисы не сработал ни один другой канал.

Разумеется, в выпусках новостей всех каналов уход Людмилы Гурченко из жизни стал главной новостью. Но, к примеру, ни канал «Россия 1», ни — что особенно поразительно — канал «Культура» кроме сюжетов и интервью в новостях, посвященных памяти актрисы, не показали в день смерти ни одного фильма с участием Гурченко из большой коллекции ее работ. Конечно, уже на следующий день, 31 марта, на «Культуре» поздним вечером поставили повтор выпуска программы «Линия жизни» с участием Людмилы Гурченко. Программа была замечательная, и тоже казалось, что это не повтор, что актриса не умерла, а вот она сидит и с неповторимым колоритом рассказывает о своем детстве, своих родителях и о ролях. Кстати, эту передачу посмотрело довольно большое количество зрителей, почти в два с лишним раза больше, чем в среднем смотрит канал «Культура». Но все же то, что за эти дни именно на «Культуре» память актрисы почтили лишь повтором «Линии жизни» и фильмом «Пять вечеров» (в день похорон, 2 апреля), несправедливо мало.

На НТВ 30 марта в память о Людмиле Гурченко приняли решение показать в эфире повтор юбилейного бенефиса «Марковна. Перезагрузка», премьера которого состоялась в ноябре. Канал успел убрать само название, которое в контексте ее смерти считывалось совершенно немыслимо. Конечно, это право канала считать, что уместно и что можно показывать, когда человек уже ушел из жизни. Стоит заметить, что и тогда, в ноябре, когда НТВ невероятно мощно анонсировал «Марковну...», зритель не принял этот бенефис. Во всяком случае доля зрительской аудитории при премьере была провальной — 12%. Ничего не изменилось и сейчас. Если в случае с Андреем Малаховым при всей неудаче этой беседы зритель все равно шел «на Гурченко», то здесь, на НТВ, он, к сожалению, уходил именно «от Гурченко». Несмотря даже на то, что сама актриса в дни своего юбилея была довольна той «перезагрузкой», которую с ней совершили на НТВ. Если посмотреть на поминутную динамику прощального бенефиса актрисы на НТВ, то доля аудитории с 18% к концу снизилась до 15,7%, а рейтинг и вовсе упал почти с 6% до 1,8%. Почти так же реагировали зрители и в других городах страны.

2 апреля канал «Россия 1» повторил в своем эфире юбилейный вечер, посвященный 70-летию актрисы. Душевность этой атмосферы, тип режиссуры, конечно, выбивались из стилистики нынешних традиционных праздничных концертов, в том числе и на этом канале. Но, к счастью, на «России 1» все равно не стали ничего менять. Не стали приближать этот концерт к привычным вкусам массовой аудитории. Но и смотрели зрители в день похорон Людмилы Гурченко ее «Юбилейный вечер» меньше, чем, например, тот же «Субботний вечер» — в среднем около 16% аудитории.

Ну и еще несколько слов о дне прощания с Людмилой Гурченко. 2 апреля, в день похорон актрисы, «Первый канал» вновь пошел не так, как все. Отбивки, клипы и песни — все это в общем выбивалось из привычного формата информационных выпусков, но зато подчеркивало масштаб потери. В 15.00 только здесь показали десятиминутный специальный выпуск новостей, который был целиком посвящен прощанию с Людмилой Гурченко. Там главным был сюжет, который ни по хронометражу, ни тем более по интонации в общем и сюжетом-то назвать было нельзя, поскольку его автор Александр Казакевич, близко знавший актрису, говорил о прощании с ней с какой-то неповторимой личной болью и горечью.

В воскресенье вечером на НТВ в «Центральном телевидении» Вадим Такменев повторил часть своего опять-таки предъюбилейного интервью с Людмилой Гурченко и показал фрагменты, в него не вошедшие. Уж по каким причинам, мы уже никогда не узнаем. Такменев просто сживался со своей героиней, тонко, точно и деликатно задавая ей вопросы на самые, казалось бы, личные темы. И актриса отвечала и рассказывала о самом потаенном, о том, почему случился разлад с дочерью и почему они столько лет не общались. И талант ведущего здесь как раз и заключался в том, что в рамках одной беседы он сумел раскрыть то, что интересно и большинству зрителей, и не сделал больно самой актрисе. У Вадима Такменева это получилось фактически эталонно. И даже фильм «Пестрые сумерки», который в другой ситуации, конечно, воспринимался бы совсем иначе, был словно продолжением этой финальной беседы и музыкального номера памяти Людмилы Гурченко в «Центральном телевидении».

А показать «Пестрые сумерки» именно так, как их показали, — точная находка НТВ. Уж о последней работе Людмилы Гурченко, где она и соавтор сценария, и режиссер, и исполнительница главной роли, вне зависимости от того, как это все сделано, телезрители узнать были должны. А уж какое у них потом сложилось мнение — это дело каждого из них.

И уж, конечно, совершенно филигранным был фильм Леонида Парфенова «Люся», повтор которого «Первый канал» показал в день похорон актрисы. Впервые эта уникально сделанная работа вышла в эфир пять лет назад — к 70-летию Гурченко. Парфенов, работая с такой непростой актрисой, предоставил ей возможность перевоплощаться и раскрываться в каждом следующем кадре, но при этом сам оставался в кадре незаметным. В «Люсе» Гурченко местами невероятно авангардная, но совсем не пошлая, ее старые песни в современной обработке не теряют глубины смысла и даже получили какое-то новое звучание. И все эти сорок минут, что идет фильм, актриса по-настоящему царит в его эфирном пространстве.

И пять лет назад, и сегодня эту работу оценило очень много зрителей. В Москве доля фильма «Люся» 2 апреля составила почти 24% аудитории, 20% — в других городах страны. С рейтингом выше 4%. И пока фильм шел, количество его зрителей не сокращалось. Это самый высокий показатель аудитории на «Первом канале» в этот день.

Удивительный получился финал у «Люси». Сидя в своей квартире, вместе с Леонидом Парфеновым просматривая кадры своих прежних концертов, Людмила Гурченко, словно невзначай, говорит: «Надо жить без надежды». Искренне изумившись, Парфенов спрашивает: «А как же так?» — «А вот так — вот мы говорим и хорошо. Вот прибежали собачки в комнату — тоже хорошо...». То есть жить одним днем, уточняет Парфенов. А Гурченко, словно не слыша его, продолжает: «А вот вынесут аппаратуру — будет грустно». «То есть вам без съемок будет плохо?» — еле слышно снова спрашивает актрису Парфенов. И Гурченко, словно раненая птица, вскрикнула, всем своим видом давая понять, как ей это все сейчас важно: «Да что вы, я вот тут сейчас с ума схожу». И уже о другом выступлении с грустью, смотря на экран своего телевизора, актриса неожиданно говорит, комментируя одну из песен: «А вот тут я вру. Тогда еще не казалось, что молодость проходит. Но я так, на всякий случай, чтобы не думали, что я моложусь. А сейчас вот я понимаю, что молодость проходит, но я еще живу». Так и есть. Поверить, что Людмилы Гурченко больше нет, невозможно.

Арина Бородина


Источник: КоммерсантЪ