Позвони красотке с телеэкрана, потрать все деньги на мобильном и не получи ничего. По этому принципу действовали телевикторины, куда зрителю предлагалось дозваниваться. После возбуждения уголовного дела против игры «Спортмания» на канале 7ТВ подобные шоу исчезли с экранов. Они, впрочем, и так уже теряли популярность. ТВ и радио зарабатывают на других формах интерактива.
АНАСТАСИЯ КАРИМОВА
24 марта УБЭП ГУВД Москвы заявил о возбуждении уголовного дела по подозрению в обмане телезрителей на викторине «Спортмания», выходившей на канале 7ТВ. Причиной стали многочисленные жалобы проигравшихся людей. Руководитель пресс-службы УБЭП Филипп Золотницкий немногословен: он затруднился сказать, сколько именно жалоб поступило в УБЭП, когда стали появляться первые заявления и кто является главными подозреваемыми, сообщив «Деньгам» лишь, что УБЭП проверяет всех, кто имел отношение к викторине. А это не столько телеканал 7ТВ, сколько контент-провайдер компания «Активити», выкупавшая эфирное время у 7ТВ, и «МегаФон», предоставивший «Активити» свои сети для передачи данных. По словам представителя УБЭП, дело возбуждено по статье 159 Уголовного кодекса («Мошенничество»), и сейчас проверяются аналогичные телепроекты.
Какие именно опять же не уточняется. Если верить телепрограмме на сайте «Яндекса», телевикторины выходят ежедневно в 15:00 на канале О2ТВ (телепередача «Наш гараж») и в 17:00 на «Юмор ТВ» («Игротека»). Однако никаких игр в это время ни на одном канале не показывали. Редактор «Юмор ТВ» Александра Морамзина заверила корреспондента «Денег», что их телеканал
Президент Международной академии телевидения и радио Анатолий Лысенко радуется, что подобные шоу покидают эфир. «Все они были очень однотипными и безвкусно сделанными, говорит эксперт. Девушки в костюмах, похожих на стриптизерские, предлагали дозвониться в студию и отгадать элементарное слово. Интерес подогревался неправильными ответами дозвонившихся. Девушки делали вид, что нервничают, поторапливали телезрителей. Как правило, эти программы выходили ночью. У тех, кто смотрел телевизор в нетрезвом состоянии, просыпался азарт».
Мошенничество в случае со «Спортманией» заключается в том, что, по данным УБЭП, люди, желавшие дозвониться в прямой эфир, ждали соединения по 15 минут, но через некоторое время связь обрывалась. Деньги с лицевого счета абонента все равно снимались, а их перерасход записывался как долг. Одна минута соединения стоила около 70 рублей. По информации УБЭП, сотрудники телевикторины сами звонили в эфир под видом телезрителей, при этом обычные зрители искусственно удерживались на линии.
На телеканале 7ТВ «Деньги» заверили: дело возбуждено не против телекомпании (она лишь давала в аренду свое эфирное время), а против производителя викторины. При этом «Спортмания» в эфир больше не выходит, а 7ТВ всячески содействует следствию.
Крупнейшие сотовые операторы тоже твердят о своей невиновности: оператор, мол, играет роль арендодателя и не несет ответственности за то, как его сетями пользуются контент-провайдеры. «При запуске услуги, то есть при предоставлении короткого номера контент-провайдеру, мы тестируем услугу, проверяем ее на соответствие условиям договора, после чего даем зеленый свет, объясняет Евгения Чистова, представитель службы по связям с общественностью ОАО Вымпелком. В дальнейшем мы не отслеживаем работу викторины, пока нам не поступят жалобы от абонентов. В этом случае мы проводим проверки, и если жалобы подтверждаются, выявляется факт мошенничества, мы принимаем меры к контент-провайдеру это штрафы, блокировки номера». О том же говорит Сергей Хренов, начальник департамента по гарантированию доходов и управлению фродом ОАО «МегаФон»: «По условиям наших договоров с партнерами ответственность за легальность услуг несут контент-провайдеры. Большинство их сервисов легальны. Однако мошенничество тоже не редкость. Мы активно его пресекаем, оперативно блокируем сервисы, подозреваемые в мошеннических схемах, ужесточаем договоры с партнерами в части штрафных санкций». Штрафы взыскать несложно деньги изначально поступают на счет оператора.
Лохотрон с историей
Почему телеканалы пользуются услугами и продуктами контент-провайдеров? «Для того чтобы организовывать интерактивный сервис, придется приложить много усилий, рассказывает Анатолий Жупанов, исполнительный директор компании Премиум Мобайл. Необходим договор с оператором связи, лицензия Минсвязи на оказание телематических услуг, спецоборудование и мощное программное обеспечение. Крупные медиагруппы могут все это наладить, если у них постоянно проводятся
Оборот интерактивных игр на пике их популярности в 2006 году составлял, по разным оценкам,
Пионером формата интерактивной телепередачи (Call TV, игры в вопросы-ответы со зрителями по телефону) в России стало игровое шоу «Алло, ТВ!», которое шло на телеканале ТВЦ с декабря 2004 года по июль
Однако уже в 2007 году многие проекты были закрыты. Общественная организация «Блокпост» подала иск против РЕН ТВ, ТНТ и ТВ3. «Услуги телевидения представляют собой услуги связи. Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе интернета, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена», говорилось в исковом заявлении. В то же время журналисты одной ежедневной газеты по просьбе читателей написали письмо в Генпрокуратуру, потребовав разобраться с телевикторинами. Проверка была возложена на Хамовническую и Останкинскую прокуратуры Москвы. После визита прокуроров проекты и были закрыты.
Доходный интерактив
Пресс-служба РЕН ТВ заявила при этом, что викторина «Деньги по вызову» не оправдала рейтинговых ожиданий. Примерно то же самое сейчас говорит пресс-секретарь «СТС Медиа» Екатерина Осадчая: «Викторины были у нас на канале ДТВ. Убрали мы их недавно, но задумывались об этом еще в конце прошлого года».
Главный редактор журнала «Кабельщик» Яна Бельская считает, что телевикторины и без вмешательства милиции были уделом периферийных каналов. «95% телезрителей подобные проекты раздражают. Но достаточно
По данным сайта Aferizm.Ru, линии, которые используют организаторы викторин, могут одновременно поддерживать до 5 тыс. звонков в минуту. Игры длятся в среднем 60 минут, за передачу можно принять 300 тыс. звонков. Если одна минута ожидания на линии стоит 60 руб., то за передачу контент-провайдер может заработать до 18 млн руб. Из них 8 млн достаются сотовому оператору, 5 млн телеканалу, оставшиеся 5 млн могут оставить себе организаторы викторины. Конечно, далеко не каждый день случается такой шквал звонков, однако суммы за месяц все равно набегают приличные: как правило, телевикторины выходят (вернее, выходили) в ежедневном режиме.
На центральных телеканалах свои виды доходной «интерактивности», здесь она дополнение к телепроекту. Чтобы стать участников телепрограммы «Поле чудес», нужно либо прислать интересный самодельный кроссворд в редакцию (его рассмотрят бесплатно), либо принять участие в SMS-викторине (средняя стоимость одного сообщения 18 руб. без НДС). Через SMS-викторины происходит отбор участников в «Кто хочет стать миллионером?» (максимальная стоимость сообщения 37,7 руб. без НДС). Своя SMS-викторина проводится и в рамках программы
«В среде контент-провайдеров Call TV всегда отделяют от других разновидностей интерактива, замечает Анатолий Жупанов из Премиум Мобайл. Если говорить о классическом интерактиве, заметных игроков, занимающихся его созданием, примерно 20. Более мелких около сотни. Тех, кто одновременно занимается Call TV и интерактивом, единицы. Это разный стиль работы».
Традиционные интерактивные сервисы это SMS-чат, голосование, SMS-викторины и информационные сервисы типа «узнай, какая песня звучит в эфире» последние сейчас очень популярны и есть практически на всех популярных радиостанциях (на радио Ultra одно сообщение на короткий номер со знаком вопроса в момент звучания песни стоит примерно 25 руб.).
«Некоторые сервисы носят скорее маркетинговый характер, говорит Жупанов. Например, вопросы к эксперту в прямой эфир. На этом обычно не зарабатывают, такая услуга может быть либо бесплатной (вернее, сначала ты платишь, потом тебе возвращают деньги на счет), либо иметь
«Нам интерактив служит скорее для поддержания отношений с аудиторией, чем для зарабатывания денег, уверяет Александр Полесицкий, генеральный директор Европейской медиагруппы (радиостанции Европа Плюс, Радио 7, Ретро FM и др.). Доходы от него несопоставимы с поступлениями от рекламы».
По словам Полесицкого, в SMS-активности «Европы Плюс» можно выделить два направления.
Первая SMS-игра в эфире «Европы Плюс» состоялась в 2004 году. «SMS-мания имела грандиозный успех мы получили более миллиона сообщений, рассказывает руководитель Европейской медиагруппы. Даже для Европы Плюс это очень большая цифра». До сих пор самую высокую активность слушателей вызывают именно денежные призы, хотя популярность игр с использованием SMS неуклонно сокращается. «Их успеху мешают перегруженность рынка, высокие тарифы, которые используются особенно в играх на ТВ (люди просто не решаются участвовать, боясь потерять деньги), и активность мошенников, которые продолжают рассылать SMS от имени Европы Плюс», объясняет Полесицкий.
Собственные интерактивные проекты есть и у сотовых операторов. «Ряд SMS-викторин, SMS-акций проводится и от лица самого МегаФона, говорит Сергей Хренов. Например, до 15 апреля МегаФон проводит традиционную экологическую акцию Зеленый субботник. Отправив на короткий номер SMS стоимостью 15 руб., абоненты могут внести свою лепту в озеленение страны на это будут потрачены все средства. Среди недавних SMS-викторин можно упомянуть Спортивный МегаФон, в рамках которого разыгрывались пять лет безлимитной мобильной связи и другие призы. Стоимость сообщения в этой викторине составляла 1 руб. Производила контент компания ВАС Медиа».
«У нас есть собственные проекты, например продажа контента к праздникам или
Отдельный вид интерактива продвижение продукции с помощью SMS. «Человек отправляет по SMS призовой код
Источник: КоммерсантЪ - Деньги