На минувшей неделе в телевизионном эфире произошел совершенно необъяснимый прецедент. В пятницу поздно вечером, в 22.55, в эфире канала «Россия 1» состоялась премьера передачи под названием «Девчата». В телевизионной программе ее не было. На канале шли анонсы этого проекта, но без намека на содержание. Но именно сам формат и его воплощение сделали «Девчат» одной из самых обсуждаемых новостей внутри телевизионного цеха. Эта программа канала «Россия 1» была невероятно похожа на выходящую по субботам на «Первом канале» передачу «Прожекторперисхилтон». Правда, сидя за столом вместо четверых мужчин программу вели четыре женщины радиоведущая Рита Митрофанова, актриса МХТ Марина Голуб, телеведущие Тутта Ларсен и Ксения Собчак.
В остальном по внешнему рисунку формат «Девчат» фактически копирует структуру «Прожектора...». Девушки-ведущие также обсуждали события прошедшей недели, опираясь на печатные издания (разве что глянцевых журналов на столе в «Девчатах» было больше, чем качественной прессы в «Прожекторперисхилтон»), пытаясь облечь этот треп в юмористическую форму. Точно так же, как и в программе «Первого канала», на «России 1» к ведущим пришел приглашенный гость (в «Девчатах» им был Дмитрий Губерниев). Внутри «Девчат» так же, как и в «Прожекторперисхилтон», стоял музыкальный номер. Правда, в первом случае это была музыкальная композиция, исполняемая приглашенной мужской группой. В «Прожекторе...» ведущие в конце играют сами. Но кто знает, может быть в следующих выпусках девушки тоже возьмут в руки гитары, сядут за барабаны или, например, станцуют. Программы были очень похожи даже в графическом и музыкальном оформлении. Правда, на «России 1» формат длился целый час, а «Прожектор...» идет в эфире 40 минут.
Даже на фоне не прекращающейся в российском телеэфире миграции с канала на канал телевизионных идей, одинаковых форматов и одних и тех же ведущих столь очевидное телевизионное клонирование трудно было представить.
«Прожектор...» выходит на «Первом канале» уже два года. Программа сразу стала популярной, а в этом году она превратилась еще и в высокорейтинговую. Только за последний месяц «Телелидеры» уже трижды сообщали о том, что «Прожекторперисхилтон» входил в число самых популярных телепроектов недели. Причем не только в Москве, но в и других городах страны. Уникальность программы в том, что сегодня ее одинаково активно смотрят все возрастные группы зрителей. Конечно, среди молодой аудитории, которой более близок тот тип юмора, которому дают ход ведущие программы Иван Ургант, Сергей Светлаков, Гарик Мартиросян и Александр Цекало, доли иногда доходят до 30% и выше. Но и среди тех, кому больше 55 лет, «Прожектор...» набрал обороты. В среднем доля массовой взрослой аудитории программы превышала 25%.
Казалось бы, зачем при столь очевидном устоявшемся успехе одной программы запускать такой же формат на другом канале, точно таком же по охвату, но с совершенно иной по составу и предпочтениям аудиторией. Ведь, как известно, «Россию 1» смотрят гораздо более пожилые и более консервативные, чем у «Первого канала», зрители.
Именно тип юмористических программ стал основным водоразделом между концепциями этих двух главных государственных каналов. На «России 1» большой популярностью у зрителей пользуются юмористические программы «Аншлаг», «Кривое зеркало» Евгения Петросяна, юмористические концерты из Юрмалы и аналогичные выступления. У этих проектов вполне высокие показатели их в среднем смотрит около 20% аудитории. Но в основном это пожилые зрители. Среди молодежи эти форматы собирают не больше
После появления в эфире программы «Девчата» корреспондент «Ъ» обратился с вопросом к гендиректору канала «Россия 1» Антону Златопольскому, зачем было запускать формат, полностью скопированный с «Прожекторперисхилтон», который уже давно и успешно существует на «Первом канале». Златопольский с такой трактовкой категорически не согласен. «Можно, конечно, искренне верить, что, как писал Оруэлл в социальной антиутопии 1984, партия изобрела самолет, заявил он Ъ. Но самолет все же придумали братья Райт. Так что оригиналы и Прожектора..., и Девчат уже давно идут на англосаксонском телевидении. В Британии на ITV есть программа Loose women, а в США на ABC The view. К слову, их ведут женщины. Видимо, мужики не тянут. После того как мы рискнули и привезли в Россию формат ВВС Танцы со звездами, на телепространстве селебритиз перепробовали все напольные покрытия: от льда до циркового ковра и боксерского ринга. И ничего. Зрители точно выиграли».
Впрочем, и на «Первом канале» на появление в эфире канала «Россия 1» программы «Девчата» отреагировали очень резко. Чуть ли не впервые гендиректор канала Константин Эрнст был столь категоричен в своих оценках. На вопрос «Ъ», как вы отнеслись к появлению на «России 1» программы, копирующей «Прожекторперисхилтон», Эрнст, заметив, что «с плохо скрываемым сочувствием», ответил так: «Когда один канал пытается тиснуть проект у другого канала, это явление достаточно распространенное. Здесь даже это не смогли сделать талантливо. Жаль, что собственное бессилие коллеги пытаются оправдать якобы чужой непорядочностью. По принципу вор у вора дубинку украл. В этой ситуации Первый канал ничего не воровал. Прожекторперисхилтон программа, придуманная мной, Машей Даниелян и командой, которая делает эту передачу». По мнению Эрнста, «ссылки на английский формат Loose women рассчитаны на людей, которые этого формата не видели»: «Эту программу может посмотреть каждый, она есть на Youtube, я вот в понедельник ее посмотрел. Ее ведут женщины. Но это программа не юмористическая. Смешно импровизировать удел мужчин. И в этом нет никакого сексизма. Юмор, быть может, главное оружие обольщения. У женщин способы обольщения другие, что и учла эволюция. А если плохо разбираешься в гендерной и просто человеческой психологии, лучше работать не на телевидении, а на транспорте. А девочек жалко».
С Константином Эрнстом можно поспорить насчет того, кто смешит лучше женщины или мужчины. Юмор вообще категория тонкая. Очень трудно удержаться на грани, чтобы целый час веселить легко, не скатываясь в пошлость. По части вкуса и качества юмора проблемы бывали и у «Прожекторперисхилтон». Например, шутки на тему гомосексуализма в одной из недавних программ, где гостем был олимпийский чемпион, а ныне депутат от «Единой России» Антон Сихарулидзе, по уровню пристойности и уместности оставляли желать лучшего. Но в «Девчатах» на протяжении часа эфирного времени с юмором пока ощущается сильная пробуксовка. Отдельные выражения и сценарные тексты тоже вызывают вопросы. Запомнился один из финальных диалогов «Девчат», когда ведущие обсуждали апрельский номер журнала Forbes. Говоря о российских миллиардерах, бизнесмену Андрею Мельниченко досталось от Марины Голуб, которая шутила про то, что «налоговая инспекция заказала б себе чехлы для Nokia 210 из кожи Мельниченко». Тут же ей парировала Ксения Собчак: «У нас ведь как? Ритка сумочку купила мне понравилась, я тоже такую хочу... А у них там, видимо, тоже такое. Какой-нибудь Абрамович из кожи пиписьки носорога дверь сделал, теперь Мельниченко тоже надо». Актриса Голуб резюмировала: «Это называется из грязи в князи. Дорвались люди до бабла и понеслась!»
Трудно сказать, готова ли аудитория канала «Россия 1» к такого рода шуткам. Особенно, если учесть, что программа вышла сразу после традиционного юмористического концерта в Юрмале. Судя по рейтингам, пока перспективы неважные. Доля «Девчат» в Москве 8,7%, по стране 10,3%. А у «Юрмалы...» доля была выше 17%. То есть количество зрителей у «Девчат» сократилось почти вдвое. Когда эта премьера закончилась, зритель «России 1» вновь вернулся на канал смотреть отложенную на час
В «Девчатах» был побит и рекорд Анастасии Заворотнюк, которая кочевала с канала на канал, в том числе между «Россией» и «Первым». Но Ксения Собчак пошла еще дальше. Она установила новый рекорд: увеличив количество каналов, на которых одновременно выходят программы, где она работает ведущей. На ТНТ Собчак уже давно ведет эпатирующе-скандальный
В свое время, Леонид Парфенов, открывший новый стиль и манеру ведения на телевидении в скором времени породил большое количество «клонов» в телеэфире. Но превзойти оригинал у подражателей не получилось. А после замечательной, пожалуй, лучшей работы Парфенова, «Зворыкин Муромец», которая на прошлой неделе вышла в эфир на «Первом канале» подражать парфеновскому стилю стало абсолютно бессмысленно. Получается, чтобы твою программу или идею не перетащили конкуренты с другого канала сегодня надо быть или Леонидом Парфеновым, или выходить в эфир в открытом космосе.
Арина Бородина
|
Источник: КоммерсантЪ