Зритель, который ворчит, что нечего смотреть по телевизору, не совсем прав. Как грибы после дождя появляются новые российские кабельные и спутниковые каналы, заполняя те направления, которые представлены на больших эфирных «кнопках» лишь фрагментарно. Помимо
Заполняя нишу
Любители «Клуба веселых и находчивых» с 20 февраля смогут смотреть любимую передачу круглосуточно. Производитель канала «Группа компаний «ТелеМедиа» собирается показывать не только лучшие номера КВН за все время существования знаменитой передачи, но также клипы, созданные командами-участницами, пародии на разные программы и даже детский юмор от юных сборных.
Канал TVCAM, который с 1 февраля вещает в тестовом режиме, зрители увидят 23 февраля. Проект является детищем телевизионной продюсерской компании «Новый выбор», на счету которой создание двух тематических каналов «Совершенно секретно» и «Парк развлечений». Собственно говоря, программы с любительскими видеороликами существуют давно. Достаточно вспомнить развлекательное шоу «Сам себе режиссер», которое выходит в эфир с января 1992 года («Россия 1»). Но вот отдельного круглосуточного канала, где днем и ночью можно взглянуть на те или иные события глазами очевидцев, надо признать, в России еще не было.
Ласточки и пионеры
Нишевое телевидение в России, конечно, началось не вчера.
Одной из первых ласточек стал канал
В качестве «первого развлекательного» появился СТС, канал «Домашний», а затем и телепроект, курируемый министерством обороны, военно-патриотическая «Звезда». Во многом можно назвать таковым и новостное детище Олега Добродеева
Параллельно бесплатным эфирным развивалось платное кабельное и спутниковое нишевое вещание. Причем в последнем случае пионером выступил один из наиболее успешных операторов спутникового вещания в России «НТВ плюс», запустивший на своей технологической платформе летом 1996 года первый нишевый спутниковый канал «Наше кино». Сегодня абоненты компании могут принимать более 130 каналов, среди которых 10 спортивных и 8 киношных.
ТВ с человеческим лицом
Специализированные каналы постепенно отвоевывают у федеральных не только зрителей, но и рекламодателей. И это не только российская тенденция. Адресность рекламы в общенациональных телесетях заметно ниже, чем на нишевых каналах с их нацеленностью на тот или иной конкретный зрительский сегмент.
Безусловно, у больших эфирных каналов охват вещания несоизмерим с нишевыми конкурентами. Но с началом эры цифрового телевидения, когда сигнал той или иной телекомпании будет распространяться на всей территории страны, это неравенство уйдет. И на первое место выйдет тот, чей контент покажется зрителю интереснее.
Еще одна из тенденций последнего времени создание собственного ТВ «с человеческим лицом» в качестве альтернативы традиционному. Ярким примером этого может служить информационно-развлекательный канал «Дождь. Optimistic Channel», стартовавший весной 2010 года. Он во многом заполняет доселе пустовавшую нишу Общественного телевидения. По словам основательницы проекта Натальи Синдеевой, «Дождь» создан ею потому, что она «как и многие мои друзья, перестала смотреть телевизор. Я не хочу его включать, чтобы видеть расчлененку или «корень мандрагоры».
Достаточно отметить, что на канале 50% программ (не только новостные выпуски, но и аналитика и ток-шоу) идут в прямом эфире. Показатель немыслимый в наше время для центральных каналов. Отмечу также, что во время недавнего теракта в Домодедово «Дождь» оказался оперативнее своих старших «собратьев».
Прямой эфир как альтернатива Интернету
С Синдеевой во многом согласен гендиректор издательского дома News Media Ашот Габрелянов, который слабо верит в традиционное ТВ.
«Заставить человека хоть минуту смотреть не то, что он хочет, когда есть Интернет, невозможно. Не думаю, что тот формат, в каком сегодня работают эфирные телеканалы, сохранится надолго», отмечает Габрелянов. По его мнению, ТВ имеет смысл только в том случае, если показывает события в прямом эфире.
Еще одно активно развивающееся направление создание нетелевизионными средствами массовой информации собственного телевидения. Как пример круглосуточный канал РИАН ТВ, в котором зрителю предлагаются материалы на самые разные темы наука и технологии, актуальные комментарии, культура и шоу-бизнес, спорт, природа, экология и многое другое. Собирается в скором времени запустить собственный канал и холдинг «Коммерсант». Он будет вещать в новостном формате, а главными темами станут политическая, общественная и экономическая жизнь страны.
Свое ТВ создают уже отдельные люди, как например основатель «МММ» Сергей Мавроди. Он запустил в Рунете «народное телевидение». Сетка вещания канала предельно проста: онлайн-выступления основателя финансового пирамиды чередуются показом подводного мира. Что тоже, видимо, находит своего зрителя.
Источник: РИА Новости