Такое ощущение, что в этом году «Евровидению» не хватило запала. После прошлогоднего московского триумфа с невероятным количеством спецэффектов, технологических и постановочных нововведений церемония «Евровидения-2010» в норвежском Осло смотрелась как концерт художественной самодеятельности, снятый на видео в домашних условиях. Возможно, поэтому настроения в рядах телезрителей по сравнению с прошлыми церемониями заметно поубавилось.
«Евровидение», как известно, одно из самых любимых телевизионных развлечений не только у европейской, но и у российской публики. «Первый канал» настолько популяризировал конкурс, что уже доля трансляции меньше 50% воспринимается скорее как неудача. В этом году «Евровидение» было в эфире канала «Россия 1». Теперь госканалы показывают церемонию поочередно.
«Евровидение» традиционно активнее смотрит московская аудитория. Здесь, как правило, доли под 50%, а то и выше. Прошлогодний рейтинг «Евровидения» в Москве был рекордным за всю историю конкурса, и побить его вряд ли представляется возможным. На «Первом канале» доля составила 64% телевизионной аудитории с рейтингом около 18% (почти каждый пятый житель Москвы находился у телеэкрана). Годом раньше «Евровидение-2008», где победил Дима Билан, благодаря которому Россия и проводила конкурс, смотрело на канале «Россия 1» 52,4% московской аудитории с рейтингом 15,3%.
Причем все эти рекордные показатели «Евровидения» и, соответственно, зрительский интерес к этому конкурсу никогда не были связаны с тем, кто именно представляет Россию на «Евровидении». Наши участники могли
Впрочем, несмотря на общее понижение интереса, московские зрители вновь поставили «Евровидение» в число самых популярных проектов недели. На «России 1» конкурс смотрело 46,5% аудитории (это несомненный рекорд в телесезоне) с рейтингом 11,1% (каждый десятый москвич). «Евровидение» в столице лидировало с огромным отрывом от всех других популярных программ, фильмов и сериалов. К его началу доля «России 1» выросла более чем в три раза. А в молодежной аудитории доля «Евровидения» среди москвичей была еще выше: среди тех, кому от 18 до 30 лет, особенно среди женщин, доля превысила 52%. Правда, рейтинг был заметно ниже около 7%.
А вот у общероссийской аудитории показатели «Евровидения» впервые стали самыми низкими за последние восемь лет. Ниже 40% доля давно не снижалась: в этот раз на церемонии из Осло она откатилась до 35,1% с рейтингом 6,9%.
Но самое примечательное, что даже с такой высокой долей «Евровидение» по стране в целом занимает лишь восьмую строчку в рейтингах. И у молодежной аудитории тоже показатели по стране в целом в районе 32%. Лишь женщины от 18 до 30 лет вновь были активны здесь доля почти 40%, но также с рейтингом 7%.
Видимо, угадав или почувствовав такое несколько охлажденное настроение российской аудитории к нынешнему «Евровидению», а может, попросту не захотев прикладывать лишних сил к организации еще одного формата, канал «Россия 1» не стал устраивать никакого обсуждения итогов «Евровидения-2010» в своем эфире. Хотя традиционно все ток-шоу по окончании трансляции (и тоже вне зависимости от содержания и уровня дискуссии) даже глубокой ночью имели показатели выше, чем у самого «Евровидения», доли доходили
«Школа» как этап телевизионной истории
Сериал «Школа» Валерии Гай Германики, показ которого закончился на прошлой неделе, безусловно, войдет в историю российского телевидения. 69 серий этого телевизионного проекта стали событием нынешнего телесезона. Да и не только. Уже лет десять ни одна программа, фильм или сериал не вызывали такой бурной дискуссии, такого невероятного резонанса, как «Школа». Мнения резко разделились за и против показа этого сериала на самом массовом канале страны «Первом». Свое мнение о «Школе» высказывали даже президент Медведев и премьер Путин. Когда такое было...
Что уж говорить о разного уровня чиновниках, депутатах и просто миллионах учителей и родителей, которые в большинстве своем категорически не приняли «Школу». Их можно понять показ жизни
Идея создания и показа «Школы» изначально принадлежала гендиректору «Первого канала» Константину Эрнсту. Понятно, что канал рисковал, показывая в своем эфире, да еще сначала в столь массовое время (18.20), такой провокационный сериал. И то, что «Школа» даже при наличии весьма неплохой рейтинговой динамики (а в среднем за день сериал смотрело около
Но сериал в эфире остался, хотя и только около полуночи. На протяжении четырех с половиной месяцев у него была разная аудитория. Его смотрело очень много молодых зрителей от 11 до 34 лет (именно среди них сверстники героев «Школы»). Активны были и молодые люди от 18 до 30, и, как всегда, особенно выделялись женщины. Но и среди тех, кто старше 55 лет, зрителей «Школы» миллионы. Иногда показатели зашкаливали за 30%, иногда резко падали
Спад динамики сериала в середине объясним. «Школе» была свойственна проблема многих длинных телепроектов: «зацепить» зрителя в конце недели, в четверг, настолько сильно, чтобы он лихорадочно ждал три дня, когда наступит понедельник, а с ним и продолжение, невероятно трудно, особенно при таком, как в «Школе», наборе героев и сюжетных поворотов. Впервые во время показа телевизионного сериала «Первый канал» активно повел аудиторию и в интернет. В сети каждую серию выкладывали на сутки раньше, чем она шла в эфир. В итоге более 1,5 млн просмотров. При этом получалось, что, предоставляя возможность показать очередную серию в интернете, канал сам у себя уводил потенциальных зрителей. Судя по всему, вовлечь в просмотр не только привычную телевизионную аудиторию оказалось не менее важным.
Молодая девушка Валерия Гай Германика (в мастерски проведенном Борисом Берманом и Ильдаром Жандаревым интервью в программе «На ночь глядя» она впервые предстала не столько эпатажной, сколько глубокой и самодостаточной личностью) в художественной форме показала совершенно нетипичную для современного телевидения картинку средней школы. Но картинку четко простроенную, драматургически выверенную и абсолютно законченную. В чем ей, конечно, помогали и сценаристы, и продюсеры, но прежде всего она сама. Германика в «Школе» доказала, что в настоящий момент она и режиссер высокого класса. Как уж пойдет у нее дальше, сказать трудно. Продюсер «Школы» Игорь Толстунов, на счету которого очень много успешных кино- и телепроектов, рассказывал мне с нескрываемым восхищением о том, как
На следующий день после окончания «Школы» в студию ток-шоу Андрея Малахова «Пусть говорят» (оно получилось на редкость гармоничным) пришли большинство актеров, снимавшихся в сериале. Это невероятно, но было полное ощущение, что в студии сидят не профессиональные актеры, а их герои: Будилова, Епифанов, Шишкова, Носова, Вера, Исаев, Валентина Харитоновна... Это крайне редкая для телевидения степень отождествления экранных героев с реальными исполнителями. В этом, наверное, и была магия «Школы», которую стоит воспринимать, конечно, как придуманное сериальное произведение, но с высокой степенью достоверного, искреннего авторского изложения. Продолжения «Школы» не будет, она закончилась. Те, кто из нее вышел, уже навсегда вписал себя в телевизионную историю 2010 года.
Арина Бородина
Источник: КоммерсантЪ